Являются ли банки плательщиками ндс

Налогообложение организаций финансового сектора

Являются ли банки плательщиками ндс

⇐ Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость

Согласно подп. 3 и 3.1 п. 3 ст. 149 главы 21 НК РФ не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

• привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады:

  • привлечение денежных средств, как в рублях, так и в иностранной валюте, организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • зачисление привлеченных денежных средств на расчетные (текущие), депозитные счета и счета по вкладам (включая внесение третьими лицами денежных средств, в том числе заработной платы и пенсий на счет вкладчика, а также вклады в пользу третьих лиц);
  • оформление и выдача вкладчикам документов, подтверждающих наличие вклада;

• размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет:

  • кредитные операции с клиентами, включая открытие и ведение ссудного счета, пролонгацию срока погашения кредита;
  • операции по предоставлению межбанковского кредита, в том числе открытой кредитной линии;
  • депозиты, размещенные в других коммерческих банках;

• открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт:

  • оформление документов, связанное с открытием и ведением банковских счетов (списание со счетов и зачисление средств на счета, начисление процентов по средствам на счетах);
  • выдача выписок по счетам;
  • снятие копий (дубликатов) со счетов;
  • выдача справок о наличии средств на счетах и других документов по ведению счетов;
  • переоформление счетов;
  • выяснение (розыск) денежных средств по счетам клиентов;
  • направление запросов о переводе сумм по просьбе клиентов;
  • изменение условий, аннулирование и возврат переводов; перевод вкладов в другой банк;
  • оформление документов, связанных с закрытием банковских счетов клиентов;

• осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам:

  • аккредитивные операции (открытие аккредитива, авизование, подтверждение, проверка документов, осуществление платежей);
  • инкассовые операции (выдача документов против акцепта или платежа, прием, проверка или направление документов для акцепта или платежа, пересылка или возврат банку-корреспонденту документов, выставленных на инкассо, но не оплаченных клиентом, изменение условий инкассового поручения или его аннулирование, проверка и отсылка документов на инкассо);
  • переводные и клиринговые операции;
  • безналичные расчеты со счета по вкладам физических лиц с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями;
  • межбанковские расчеты, включая расчеты между эмитентом — эквайрером по операциям с использованием банковских карт, а также расчеты по поручению физических и юридических лиц с использованием банковских карт, включая расчеты между эмитентом-клиентом, эквайрером и держателем банковской карты, эквайрером и организацией торговли;

• кассовое обслуживание организаций и физических лиц:

  • прием наличных денежных средств (включая прием наличных денег от граждан в счет оплаты коммунальных платежей, различных видов штрафов, налогов, пошлин и прочих платежей независимо от наличия в банке счета организации (предприятия), на который зачисляются принятые платежи);
  • выдача, пересчет, проверка подлинности, упаковка наличных денег, банкнот, монет;
  • оформление кассовых документов;
  • размен денежной наличности и иностранной валюты;
  • обмен неплатежных банкнот, включая замену неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства;
  • обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;

• купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

• осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• операции по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);

• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

• оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

• получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;

• оказание услуг, связанных с обслуживанием банковских карт.

Операции по реализации ценных бумаг и инструментов срочных сделок. Согласно подп. 12 п. 2 ст. 149 главы 21 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

Операции купли-продажи ценных бумаг не подлежат налогообложению при условии их осуществления от имени коммерческого банка и за счет коммерческого банка.

Все иные операции с ценными бумагами, такие как изготовление, хранение, ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, на основе заключенных договоров, внесение в реестр записей о переходе прав собственности, предоставление клиентам информации о движении ценных бумаг, депозитарные услуги подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

Инструментами срочных сделок признаются:

  • форвардные контракты — контракты, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении базового актива с отсроченным сроком его поставки;
  • фьючереные контракты контракты, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов па поставку базового актива;
  • опционные контракты — контракты, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении базового актива или контракта на поставку базового актива.

Базисным активом признается предмет срочной сделки.

При применении указанного освобождения необходимо учитывать, что в случае осуществления реальной поставки базового актива срочных сделок налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в порядке, предусмотренном для налогообложения реализации данного вида базового актива.

Кроме того, необходимо учитывать, что при реализации инструментов срочных сделок от налога освобождаются:

  • суммы, уплаченные по инструментам срочных сделок в виде разницы между ценой, оговоренной в инструменте срочной сделки, и ценой, оговоренной как цена спот, которая сложилась на базовый актив, являющийся предметом срочной сделки, на дату поставки;
  • суммы, уплаченные по инструментам срочных сделок до даты их исполнения;
  • суммы, полученные продавцом опциона (премия).

Также от налога освобождаются операции купли-продажи валюты и ценных бумаг по форвардным и фьючерсным сделкам независимо от наличия реальной поставки финансовых ценностей и системы расчетов между участниками сделки, в том числе при осуществлении взаиморасчетов между ними путем перечисления вариационной маржи, за исключением доходов от брокерских и посреднических услуг; страховые взносы (гарантийные взносы, депозитная маржа), получаемые от участников торгов на бирже для покрытия вероятных рисков биржи, налогом также не облагаются при условии их возврата или использования этих средств по целевому назначению.

Источник: https://isfic.info/fin/secto14.htm

Банковский контроль за НДС: кто еще проверяет ваши налоги

Являются ли банки плательщиками ндс
Все изменилось. Отчитываться по НДС сейчас нужно не только перед налоговиками, но и перед банками. Не верите? Читайте рекомендации Центробанка России от 16.02.2018 № 5-МР. Ну, или нашу статью. Рассказываем, как изменились взаимоотношения банков с плательщиками НДС, и какие операции клиентов первыми попадут под подозрение.

Истребование документов банком и блокировка операций 

цель новой методички – борьба с фирмами-однодневками, которые используются в целях получения незаконной налоговой выгоды по НДС. В соответствии с ней банкам рекомендовано с 2018 года ужесточить контроль над всеми операциями, в которых фигурирует НДС, а также пресекать операции, попавшие в разряд сомнительных.

Если банк сочтет, что клиент уклоняется от уплаты налогов, от клиента потребуют представления доказательств его добросовестности. С этой целью будут запрошены документы, подтверждающие уплату НДС либо отсутствие оснований для его уплаты.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. ЦБ РФ выпустил новые методические рекомендации для банков. цель новой методички – борьба с фирмами-однодневками, которые используются в целях получения незаконной налоговой выгоды по НДС

2. Банкам рекомендовано с 2018 года ужесточить контроль над всеми операциями, в которых фигурирует НДС.

3. ЦБ РФ считает подозрительными тех клиентов банков, на счета которых преобладающая часть денег зачисляется с выделением НДС, а списывается в пользу контрагентов уже без НДС.

4. К подозрительным операциям Центробанк относит банковские переводы, в рамках которых наблюдается преимущественное списание денег без НДС.

5. Если банк сочтет, что клиент уклоняется от уплаты налогов, от клиента потребуют представить доказательства добросовестности. С этой целью будут запрошены документы, подтверждающие уплату НДС, либо отсутствие оснований для его уплаты. 

Если организация/ИП откажутся подтверждать уплату НДС или же представленные документы окажутся недостоверными, клиента ждут весьма печальные последствия.

Так, банки попросту откажут в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету через интернет-банкинг.

То же самое касается и клиентов, в отношении которых в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности заявленных ими сведений. Пользоваться интернет-банкингом они тоже не смогут.

Операции будут возобновлены исключительно при условии предоставления подтверждающих уплату НДС документов.

При этом повторный отказ в проведении операции дает банку право в одностороннем порядке прекратить всякие отношения с клиентам. Банк сможет расторгнуть договор и закрыть его банковский счет (абз. 3 п. 5.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации…»).

В дальнейшем клиент будет внесен в черный список, и открыть счет в другом банке ему будет затруднительно или вообще невозможно. Не исключено также, что вся информация о подозрительном клиенте будет передана налоговикам и правоохранителям.

Сверка данных учета НДС

  1. не пользуюсь    189 (43.35%)
    а что это?    136 (31.19%)
    пользуюсь часто, очень удобный сервис    66 (15.14%)
    пользуюсь редко    45 (10.32%)

Благодарим за участие в опросе! Каждое мнение очень важно для нас!

Подозрительные клиенты

К подозрительным Центробанк относит тех клиентов, на счета которых преобладающая часть денег зачисляется с выделением НДС, а списывается в пользу контрагентов уже без НДС. Подобное, по мнению ЦБ РФ, свидетельствует об уходе налогоплательщика от уплаты налога либо о незаконном получении оснований для вычета по НДС и последующего его возмещения.

Центробанк приводит даже процентные соотношения, характерные для банковских операций подозрительных клиентов: 70% и 30%. Подозрительными считают клиентов, на чьи счета более 70% денег поступает с НДС, а списывается с НДС менее 30% в общем объеме списания денежных средств.

Такое соотношение рекомендуется использовать на первоначальном этапе применения методички. В дальнейшем банкам разрешается изменять соотношение таких платежей с учетом оценки риска каждого отдельного клиента.

ЦБ РФ также обращает внимание, что если все поступившие с НДС деньги списываются со счета без НДС в полном объеме, клиент обязан будет уплатить налог в размере, равном соответствующей ставке. Так, по операциям, облагаемым по ставке 18%, сумма НДС к уплате составит 18 % дебетового оборота. По операциям, облагаемым по ставке 10% – 10% дебетового оборота и т.д.

Контролировать данные соотношения банки обязаны теперь еженедельно. В случае, если соотношения вызовут сомнения в добросовестности плательщика, с него запросят документы, подтверждающие уплату налога в указанных размерах.

Отрасли с большим числом однодневок

Наряду с признаками сомнительных клиентов, ЦБ привел в своей методичке также список отраслей экономики, в которых чаще всего встречаются схемы получения незаконной налоговой выгоды с участием фирм-однодневок. Регулятор выделяет следующие сферы:

  • сельское хозяйство и торговля лесоматериалами и строительными материалами;
  • строительство и оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом;
  • сфера предоставления персонала;
  • торговля драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий;
  • оптовая торговля металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов.

Подозрительные операции

К подозрительным Центробанк относит банковские переводы, в рамках которых наблюдается преимущественное списание денег без НДС. К ним относятся:

  • переводы денег на счета филиалов ФГУП «Почта России»;
  • переводы денег на счета платежных агентов;
  • переводы денег со счетов юрлиц на банковские счета физлиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;
  • переводы на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность.

Данный список рискованных операций составлен не просто так, а сформирован с учетом сложившейся банковской практики. В настоящее время все вышеуказанные переводы уже активно используются недобросовестными плательщиками в целях создания условий для неуплаты НДС.

Поэтому, осуществляя ту или иную операцию из приведенного перечня, стоит быть заранее готовым, что подобный перевод привлечет внимание банка и он потребует предоставить документы об уплате/освобождении от уплаты НДС.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/66499/

5.3. Особенности уплаты НДС банками и страховыми организациями

Являются ли банки плательщиками ндс
По действующему налоговому законодательству основные банковские операции и операции по страхованию, сострахованию, перестрахованию свободны от НДС согласно ст. 149 НК РФ. Однако отдельные услуги банков и страховых организаций подлежат обложению НДС.

Для банков и страховщиков применяется единый подход при исчислении НДС.

Прежде всего банки и страховые организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Однако на организации финансового сектора экономики распространяются общие требования к получению освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Прежде всего сумма выручки от реализации услуг финансовыми организациями за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета налога не должна превышать двух миллионов рублей. Причем в этом ограничении имеется в виду общая сумма выручки как по облагаемым, так и необлагаемым НДС опе

278

II. Основные налоги и сборы

рациям. У банков и страховых организаций выручка за три месяца, как правило, превышает 2 млн руб. Поэтому эти организации вынуждены уплачивать НДС.

В Налоговом коднемн РФ перечислены банковские операции, не облагаемые НДС:

• привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

• размещение банками привлеченных денежных средств;

• открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

• осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц;

• операции, связанные с обслуживанием банковских карт;

• кассовое обслуживание;

• купля-продажа иностранной валюты (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

• осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;

• по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);

• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

• оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего персонала;

• получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателям;

• услуги, связанные с обслуживанием банковских карт;

• операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

• осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе их совершать без лицензии ЦБ РФ.

Глава 5. Особ. налогообложения организаций финансового сектора экономики 279

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

В настоящее время банки оказывают услуги и операции, по которым не предусмотрено освобождение от налогообложения:

• форфейтинговые, факторинговые, доверительные (трастовые) операции;

• услуги по инкассации;

• услуги по хранению документов и ценностей;

• консультационные услуги,

• сдача в аренду имущества, услуги населению (предоставление в пользование индивидуальных сейфов, прием на хранение ценных бумаг и т.д.);

• оформление сделок при продаже ценных бумаг клиенту, ведение реестров акционеров;

• депозитарные услуги;

• другие услуги.

Для страховых организаций во избежание неправомерной трактовки в ст. 149 НК РФ определены операции, не облагаемые НДС. Свободны от НДС операции по страхованию, сострахованию и перестрахованию, в результате которых страховая организация получает:

• страховые платежи (вознаграждения по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы и выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

• проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования, и проценты, перечисленные перестраховщику перестрахователем;

• страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

• средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.

Законодательством, регулирующим деятельность страховых организаций, установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Вместе с тем страховщики вправе инвестировать или иным образом разме

280

II. Основные налоги и сборы

щать страховые резервы, образованные из полученных страховых взносов для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств, и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договора личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам. Страховые резервы размещаются в ценные бумаги (государственные, муниципальные, корпоративные облигации, векселя и др.), банковские вклады и т.д. Эти операции также НДС не облагаются.

Страховая организация имеет возможность заниматься посреднической деятельностью (услуги страховых агентов и страховых брокеров), оказывать услуги сюрвейера, консультационные и информационные. Эти услуги подлежат обложению НДС.

Банки и страховые организации, как правило, при расчете

суммы НДС применяют расчетную ставку 18%° , исчисленную

118%

исходя из основной ставки 18%.

Поскольку банки и страховые организации осуществляют как облагаемые, так и необлагаемые налогом операции, то они имеют возможность зачесть суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), основным фондам.

В основном в банках и страховых организациях доля облагаемых НДС операций незначительна. Поэтому эти организации предпочитают пользоваться положением п. 5 ст. 170 НК РФ.

Банки, страховые организации имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

При этом вся сумма НДС, полученная ими по облагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет. Кроме того, банки и страховые организации могут исчислять другими способами суммы НДС, подлежащие перечислению в бюджет.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности уплаты НДС страховыми организациями и банками?

2. Какие банковские операции не облагаются НДС?

3. Какие услуги банков подлежат обложению НДС?

4. Какие страховые выплаты не облагаются НДС?

5. Какие услуги страховщиков облагаются НДС и почему?

6. В каком порядке уплачивается НДС банками и страховыми организациями?

Источник: https://economy-ru.com/nalogi-nalolgooblajenie-rf/osobennosti-uplatyi-nds-bankami-strahovyimi.html

Реализация имущества банками: порядок определения налоговой базы по НДС — Audit-it.ru

Являются ли банки плательщиками ндс

С. В. Фоевцов, налоговый эксперт

Журнал «Вопросы налогообложения кредитных организаций» № 6, 2010

Негативное воздействие мирового финансового кризиса также сказывается на финансовой способности организаций по осуществлению возврата заемных денежных средств, представленных им кредитными организациями.

Одной из форм прекращения обязательств по возврату денежных средств, получившей широкое распространение в последнее время, является заключение с кредитной организацией соглашения об отступном.

Согласно соглашению об отступном обязательство по возврату денежных средств, полученных заемщиком у банка-кредитора по соглашению сторон, может быть прекращено представлением взамен исполнения банку-кредитору отступного (например, имущества).

Возможность прекращения обязательств по кредитным договорам таким способом предусмотрена ст. 409 ГК РФ. Размер, сроки и порядок предоставления имущества в качестве отступного устанавливаются сторонами сделки. Эти условия прописываются в соглашении об отступном.

В основном имущество, переданное банкам-кредиторам в рамках соглашения об отступном, не используется банками в своей производственной деятельности, а реализуется ими.

Однако при реализации указанного имущества во многих случаях банки (из-за применения «специального» налогового режима по НДС) не знают, как правильно исчислять суммы НДС, связанные с такой реализацией.

В настоящей статье рассмотрим проблему исчисления банками, применяющими п. 5 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, связанной с реализацией собственного имущества.

Общие положения исчисления НДС

Порядок налогообложения НДС операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) предусмотрен гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

На основании п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При этом ст. 154 НК РФ предусмотрен иной порядок определения налоговой базы по НДС при реализации имущества в зависимости от порядка учета данного имущества на балансе налогоплательщика. Так, на основании п.

3 указанной статьи при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст.

40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Пример. Организацией было приобретено имущество общей стоимостью 118,00 руб. (в том числе НДС 18,00 руб.). Указанное имущество было учтено организацией на балансе с учетом «входного» НДС (т.е. без отдельного выделения НДС).

Затем организация реализовала данное имущество по цене 150,00 руб. (в том числе НДС). В данном случае на основании п. 3 ст.

154 НК РФ налоговая база по НДС будет определяться как разница между ценой реализации имущества (с учетом НДС) и стоимостью его приобретения (с учетом НДС), то есть налоговая база по НДС составит сумму в размере 32,00 руб. (150,00 – 118,00).

При применении налогоплательщиком порядка формирования налоговой базы по НДС на основании п. 3 ст.

154 НК РФ сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, определяется расчетным методом, при этом налоговая ставка по НДС в рассматриваемом случае определяется как процентное отношение налоговой ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Таким образом сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет в связи с реализацией имущества по цене 150,00 руб. (в том числе НДС), составила сумму в размере 4,88 руб. (32,00 руб. х 18% / 118%).

Данный подход определения налоговой базы по НДС и суммы НДС, подлежащего перечислению в бюджет, является экономически оправданным с точки зрения размеров поступлений денежных средств в бюджет.

Указанная экономическая обоснованность объясняется тем, что в случае, когда покупатель имущества ранее учел сумму «входного» НДС в стоимости данного имущества и не предъявил уплаченную сумму НДС к возврату (возмещению), то при реализации данного имущества налогоплательщик «доплачивает» сумму НДС с размера «прироста стоимости товара».

Рассмотрим объем поступлений денежных средств в бюджет в зависимости от использования налогоплательщиком порядка определения налоговой базы в соответствии с п. 1 и 3 ст. 154 НК РФ.

Если налогоплательщик использует порядок определения налоговой базы в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ, то сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, должна рассчитываться следующим образом.

При приобретении имущества налогоплательщиком по стоимости 118,00 руб. (в том числе НДС 18,00 руб.), налогоплательщик на основании положений ст. 171 НК РФ имеет право предъявить уплаченный «входной» НДС к вычету.

При дальнейшей реализации указанного имущества налогоплательщик не имеет права воспользоваться порядком определения налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ и определяет налоговую базу в соответствии с п. 1 указанной статьи.

При реализации имущества налогоплательщиком по цене 150,00 руб. (в том числе НДС 22,88 руб.) продавец обязан перечислить в бюджет полученную сумму НДС в размере 22,88 руб.

Учитывая, что налогоплательщик обязан перечислить в бюджет сумму НДС в размере 22,88 руб. и имеет право предъявить к вычету (возмещению) сумму НДС в размере 18,00 руб., итоговая сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, составит 4,88 руб.

Сравнивая результаты использования налогоплательщиками двух методов определения налоговой базы по НДС (в соответствии с п. 1 и 3 ст. 154), подтверждается экономическая оправданность применения указанных методов в части, касающейся размеров поступающих в бюджет денежных средств в виде НДС.

Особенности учета НДС банками

Необходимо отметить, что порядок учета НДС может также зависеть от «типа» налогоплательщика, осуществляющего операции, подлежащие налогообложению НДС.

На основании п. 5 ст. 170 НК РФ банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Данный порядок предполагает, в частности, отсутствие у банков, применяющих указанный порядок учета суммы НДС (полученного и уплаченного), возможности вычесть (возместить) сумму «входного» НДС на основании ст. 170 НК РФ, тем самым уменьшив перечисляемую в бюджет сумму полученного НДС.

Необходимо отметить, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, в частности, на суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, если (п. 2 ст. 171 НК РФ):

– указанные товары (работы, услугу), а также имущественные права приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ);

– товары (работы, услуги) приобретаются для их дальнейшей перепродажи.

Учитывая, что большинство операций, осуществляемых банками в повседневной деятельности, не подлежат налогообложению НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ), то суммы, которые могут быть предъявлены банками к вычету (возмещению), представляют собой незначительные величины.

Поэтому каждый банк, принимая решение относительно возможности использования п. 5 ст. 170 НК РФ в целях учета НДС, должен сделать анализ экономического эффекта от применения налоговых вычетов по НДС по сравнению с возможными трудозатратами, которые необходимо приложить банками для соблюдения всех процедур, необходимых для применения налоговых вычетов по НДС.

В основном большинство банков делают выбор в пользу применения в своей деятельности порядка учета НДС, установленного положением п. 5 ст.

170 НК РФ, так как экономический эффект от применения налоговых вычетов является незначительным по сравнению с необходимыми трудозатратами. Кроме того, применение положения п. 5 ст.

170 НК РФ способствует снижению риска оспаривания налоговыми органами правомерности применения налоговых вычетов.

Наличие права банков применять п. 3 ст. 154 НК РФ

Во многих случаях налогоплательщики-банки, применяющие порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), установленный п. 5 ст. 170 НК РФ, сталкиваются с вопросом о возможности применения порядка определения налоговой базы по НДС при реализации имущества в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ.

Как уже упоминалось ранее, на основании п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Необходимо пояснить, что порядок определения налоговой базы, установленный данным пунктом, может быть использован, если приобретенное имущество подлежит учету по стоимости с учетом уплаченного НДС.

Случаи, когда налогоплательщикам необходимо учитывать сумму «входного» НДС в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), приведены в п. 2 ст. 170 НК РФ. В случае осуществления налогоплательщиками следующих действий сумма «входного» НДС должна учитываться в стоимости товаров (работ, услуг), если:

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/307235.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.