С какого момента считается задержание

Содержание

С какого момента исчисляется срок задержания

С какого момента считается задержание

Задержание гражданина, который по каким-то причинам подозревается в преступлении – принуждаемая мера, которая может применяться разными органами. Такое задержание длится всего двое суток, за это время следователь может доказать виновность подозреваемого. Если вина не доказана, то человека обязаны освободить из-под стражи.

В чем суть задержания?

Срок задержания исчисляется с того времени, как подозреваемый был доставлен к следователю. На самом деле такое задержание – кратковременное, и подозреваемое лицо лишается свободы всего на некоторое время, так как нет еще доказательств того, что лицо действительно участвовало в совершении преступления, судебное решение при этом не применяется.

Надо отметить, что законом четко устанавливается ряд определенных гарантий. Поэтому предписаны не только сроки пребывания в изоляторе, но и условия.

Основания для задержания?

Лицо, которое попало под подозрение, может задерживаться на основании:

  1. Когда подозреваемый оказался на месте преступления и был застигнут на горячем.
  2. Когда есть очевидцы и они указывают, что именно это лицо осуществило преступление.
  3. Когда на одежде или в помещении предположительного виновника есть улики, свидетельствующие о том, что преступление было совершенно именно этим человеком.

Срок задержания исчисляется с момента, как исполнительные власти задержали непосредственно подозреваемого. Причинами для этого могут послужить:

  1. Если лицо, которое находится под подозрением, пыталось скрыться.
  2. Когда следователь имеет на руках согласие прокурора на задержание.
  3. Если подозреваемое лицо живет где придется и нигде официально не прописано, либо нельзя установить личность.

Какие доказательства могут указывать на то, что человек должен быть временно задержан?

Срок задержания лица исчисляется с момента, когда были найдены фактические данные органами следствия и когда было получено разрешение на применение к лицу соответствующих мер.

Как правило, меры применяются:

  1. После того как показания свидетелей указывают на то, что преступление было совершенно именно этим лицом, в частности учитываются показания именно очевидцев.
  2. Если обвиняемое лицо указывает, что вместе с ним преступление совершалось соучастниками.
  3. Когда следственные органы нашли доказательства того, что человек действительно причастен к преступлению.
  4. Если подозреваемое лицо имеет сходства с описаниями свидетелей.

Наличие всех перечисленных условий позволяет произвести задержание, а сам срок задержания исчисляется с того самого момента, когда лицо лишается свободы.

Виды задержания

Если рассматривать подробно действующее законодательство, то можно выделить следующие виды задержания:

  1. Административное задержание – это лишение свободы человека до того момента, пока не будет рассмотрено дело о правонарушении. В таком случае срок задержания подозреваемого исчисляется с того времени, как было задержано лицо. Все сроки, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, описываются в Административном кодексе России.
  2. Когда задерживается подозреваемый гражданин, то его свобода ограничивается временно. Регулируется срок задержания Уголовным кодексом.

Как видим, сроки задержания бывают совершенно разными, и виды задержаний также значительно отличаются между собой.

В чем заключается суть административного задержания

Стоит помнить, что срок административного задержания лица исчисляется после того, как гражданин был задержан, и составляет три часа. Но этот срок можно считать самым минимальным, так как для граждан, которые совершили подобное правонарушение и их вина доказана, этот срок может быть продлен еще на 48 часов.

В Административном кодексе имеется достаточно нюансов, на которые стоит обратить внимание.

Например, если лицо совершило преступление, которое хоть каким-то образом можно расценивать как посягательство на границы РФ, то лицо может обвиняться как нарушитель таможенных правил, и срок лишения свободы составляет тоже двое суток, после того как было совершено задержание.

Срок административного задержания исчисляется с того самого момента, как лицо было доставлено в полицейский участок и были составлены соответствующие протоколы.

Также надо учитывать, что если обвиняемый гражданин в состоянии любого опьянения, то срок задержания будет уже считаться после его отрезвления. Задержанного привозят в полицейский участок, когда написать протокол на месте не представляется возможности.

Такой протокол обязательно должен содержать в себе время прибытия подозреваемого в полицейский участок.

В чем суть задержания подозреваемого

Срок задержания подозреваемого исчисляется с момента написания протокола. Стоит помнить, что срок такого задержания не должен превышать двух суток.

После прошествия этого времени по отношению к подозреваемому выдвигается обвинение и избирается мера пресечения, но это не лишение свободы, так как над лицом не производился суд. Максимум берется подписка о невыезде или применяется домашний арест.

Совершение особо тяжких преступлений предусматривает заключение под стражу до оглашения приговора. Лишение свободы осуществляется только после решения суда.

Что такое административный арест

Административный арест производится после совершенного административного задержания.

Арест налагается за незаконное производство наркотических средств, а также незаконный их сбыт, при совершении мелких краж, неправильной эксплуатации водителем транспортного средства, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Срок административного задержания исчисляется с момента задержания, и отсчитывается с того момента 48 часов, а потом назначается административный арест, который может составлять еще 15 суток.

Но вынести приговор по административному аресту может только суд, поэтому должно быть на руках судебное решение.

Как и кем назначается временной период

В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.

Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей.

Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут.

Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.

Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.

Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.

Внимательно рассмотрев вопрос о том, с какого момента исчисляется срок задержания, стоит остановиться и том, который связан с уведомлением о задержании следователя и других определенных лиц:

  1. В течение 12 часов необходимо предупредить о задержании следователя.
  2. Разрешить подозреваемому предупредить о своем задержании родственников.
  3. Если задержанный является военнослужащим, то необходимо предупредить его командование.
  4. Если задержан член общественной наблюдательной комиссии, то о его взятии предупреждается секретарь палаты РФ.
  5. Когда гражданин с другого государства, о его задержании сообщается в посольство.

Исключением являются те случаи, когда расследование следует хранить в тайне, в таком случае уведомления не совершаются, но для этого требуется разрешение прокурора. Обязательно сообщать родственникам или их заменяющим лицам о задержании стоит только в том случае, если подозреваемое лицо несовершеннолетнее.

На каких основаниях проводится освобождение?

Несмотря но то что срок задержания исчисляется с момента самого задержания и составляет ровно двое суток, человека могут освободить раньше, например, это может произойти в таких случаях:

  1. Если нет подтверждений вины подозреваемого в преступлении.
  2. Когда нет никаких оснований для того, чтобы применять меры по отношению к гражданину в виде лишения свободы и заключения его под стражу.
  3. Если во время задержания были нарушения со стороны исполнительных органов.

В случае, когда время задержания истекло, лицо имеет полное право на освобождение, кроме таких исключений:

  1. По отношению к задержанному не избиралась мера пресечения в виде лишения его свободы.
  2. Суд не продлил срок.

Учитывая, что срок задержания лица исчисляется двумя сутками, подозреваемый должен быть выпущен на свободу, но только в том случае, если судья не пришлет постановление о его продлении.

Если следователь отправляет ходатайство судье о том, что не может принять окончательное решение, то судья продлевает срок задержания до трех суток. Когда гражданин освобождается, ему обязательно дается на руки справка, в которой есть все данные о его задержании.

Указывается в ней, когда и кем человек был задержан, время его задержания и время его пребывания под стражей.

Действия и права задержанного

Знать только, как именно исчисляется срок задержания, недостаточно. Подозреваемому человеку следует еще и четко знать свои права:

  1. В то время как осуществляется задержание, важно уточнить его причины и обратиться с просьбой к сотруднику полиции о предъявлении его удостоверения, чтобы выявить соответствие предъявленной им должности. Сотрудник не имеет никакого права отказать в этой просьбе, так как это четко прописывается в законах РФ.
  2. Как только сотрудник сообщит, по какой причине задерживают гражданина, подозреваемое лицо может попросить сообщить все сведения родственникам, учитывая и те, в каком именно месте он будет находиться.
  3. Следует самостоятельно запомнить время, с которого именно было произведено задержание. Как только человека доставили в полицейский участок, стоит сразу же настаивать на составлении протокола. Гражданину обязательно должны дать ознакомиться со всеми записями в протоколе, здесь следует быть осторожным и все проверить, обратить внимание на указанное время в документе. Если в протоколе есть расхождения со сказанным самого задержанного лица, то можно отказаться от подписи и настаивать на составлении другого протокола.
  4. Как только срок задержания истекает, и гражданину не предъявляется никакого обвинения, то его должны выпустить на свободу.
  5. С момента задержания подозреваемый имеет полное право обратиться к адвокату. В случае если рассматривается уголовное дело и нет возможности нанять адвоката, то подозреваемому назначают адвоката за счет государства.
  6. Важно не терять самообладания при разговоре с сотрудниками полиции, если будут оскорбления со стороны подозреваемого в адрес сотрудника, к нему дополнительно может применяться уголовная ответственность.

Когда по отношению к задержанному со стороны сотрудников полиции были применены противоправные действия, то следует лицу настоять, чтобы все эти моменты были отображены в протоколе. Обязательно надо знать, с какого момента исчисляется срок административного задержания, так как гражданин, которому не вынесли приговор, имеет полное право воспользоваться своими законными правами, а именно:

  1. Знать причину, по которой его задержали.
  2. Получить право давать показания на том языке, которым он хорошо владеет, для этого должен быть приглашен переводчик.
  3. Воспользоваться услугами защитника.
  4. Иметь полное право прочитать протокол и согласиться с ним (или, наоборот, опровергнуть).
  5. Не давать показания, свидетельствующие против себя.
  6. Если сотрудники производили не допускаемые действия, то их можно будет обжаловать.
  7. В случае если подозреваемому требуется медицинская помощь, то сотрудники полиции должны ее обеспечить.
  8. Гражданин может потребовать ксерокопию протокола.
  9. Если подозреваемого задержали больше чем на три часа, то ему обязаны предоставить еду и место для отдыха.

Законодательство РФ контролирует не только права исполнительных органов, но и права задержанных лиц. В любой сложившейся сложной ситуации каждый человек четко должен понимать свои подтвержденные законом права, только таким способом без всяких лишних проблем можно будет легко решить все возникающие спорные вопросы.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/2053696404334316262/s-kakogo-momenta-ischislyaetsya-srok-zaderzhaniya/

Задержание – порядок и процессуальные последствия

С какого момента считается задержание

Список статей по уголовному процессу на Яндекс. Дзен

Задержание – порядок и процессуальные последствия

Задержание по 91 УПК – это важная отметка в уголовном деле, встречающаяся во многих его местах.

К слову, в справке к обвинительному заключению будет фигурировать фраза – «задержан в порядке 91 УПК». Это же будет фигурировать и в материалах при избрании меры пресечения.

Да и задержанного это обстоятельство характеризует – одно дело, что он сам явился, другое дело, что его «привели под белы руки».

Когда человека можно задержать в уголовно-процессуальном порядке

Итак, задержать первого встречного просто так нельзя.

Разберем по полочкам статью 91 УПК: основания задержания.

Во-первых, задержание в рамках УПК возможно не за любое подозрение, а только за подозрение в том преступлении, за которое можно «сесть» (т.е. предусмотрено лишение свободы как вид наказания).

Про «посадочные статьи» смотрим здесь

Иначе говоря, если бабушки, торгующие цветами на улице, начали вдруг в друг друга плеваться и ругаться – задерживать их за это в порядке 91 УПК нельзя, слишком несерьезно.

Задержать человека можно если:

1. – он застигнут при совершении преступления или сразу после (как в вышеприведенном примере с убийством);

2. – когда на него прямо укажут потерпевшие или очевидцы, как на лицо, совершившее преступление;

3. – когда на нем, при нем (в одежде) или в его жилище будут обнаружены очевидные следы преступления.

4. – и еще, (ч.

2 91 УПК) если – человек пытается скрыться, либо он БОМЖ (нет регистрации по месту жительства), либо не установлена его личность (нет документов и проверка по информационным базам ничего не дает), либо следователь уже собирается заключить его под стражу в судебном порядке (т.е. избрать меру пресечения – заключение под стражу, 108 УПК). Однако, нельзя, например, задержать БОМЖа просто так без причины в порядке 91 УПК – нужно его сначала «заподозревать» в серьезном преступлении (ч.1 91 УПК).

Учитывая ч.2 91 УПК стоит упомянуть, что задержание может произойти и в ситуации, когда беду вроде бы особо ничего не предвещает, но вдруг…

Пример: свидетель вызван на допрос к следователю. Там он допрашивается, сразу же после этого следователь достает из-под стола постановление о привлечении его (бывшего свидетеля) в качестве обвиняемого. А это уже основание для задержания, поскольку есть обвиняемый и можно запускать процедуру заключения его под стражу, которая с задержания и начинается (ч.2 91 УПК).

Коррекция показаний свидетеля – маленькие хитрости допроса

Процессуальные последствия задержания

Как обычно, сначала «картинка» – потом пояснения:

Итак, человека задержали и «попросили проследовать куда надо». Срок задержания начинает отсчитываться с момента доставления в орган дознания или к следователю (с момента фактического задержания).

После доставления есть три часа, в течении которых должен быть составлен протокол задержания с разъяснением всех прав (ч.1 92 УПК). В эти же три часа задержанному дается право на телефонный звонок (ч.1 96 УПК).

Звонок происходит в присутствии сотрудников, чтобы исключить возможность сообщить товарищам «меня взяли, дело шьют, заметайте следы».

Если задержанный никому звонить не хочет, следователь должен сам позвонить хоть каким-то известным родственникам (и сделать об этом отметку в протоколе).

Далее – в течении 12 часов о задержании уведомляется прокурор (ч.3 92 УПК), а при задержании спецсубъектов уведомляются и другие лица (ч.1 96 УПК) – например, посольство (если задержан иностранец), командование воинской части (если задержан военнослужащий) и пр.

В течении 24 часов обязательно проводится допрос подозреваемого (ч.4 46 УПК). Кстати, лицо, задержанное в порядке 91 УПК, автоматически становится подозреваемым (п.2 ч.1 46 УПК).

И последний срок – 48 часов. До истечения этого срока задержанного нужно успеть арестовать в судебном порядке, т.е. избрать ему меру пресечения (108 УПК). Для таких случаев в районных судах всегда есть дежурный судья, который и нужен для того, чтобы уложиться в срок.

Судья же принимает решение – либо заключить человека под стражу на гораздо больший срок (109 УПК), либо отпустить его (да, такое случается). Либо может продлить задержание до 72 часов, если ему нужно от следствия дополнительное обоснование оснований ареста.

А если каким-то образом следователь срок 48 часов «прошляпил» и в суд не успел – то задержанного нужно отпускать.

Примечание: на практике бывает так, что из-за загруженности судьи дело по аресту не сразу рассматривается. Адвокат и следователь ждут в коридоре суда своей очереди, а срок идет. И тогда срок 48 часов просто по времени может «слететь» из-за организационных проволочек (следователь материалы поздно привез в суд, судья занят и пр.

) Однако, радоваться рано, конечно задержанного прямо из суда по этой причине никто не отпустит (хотя строго по закону-то должны – ч.2 94 УПК). Но слишком много неприятностей это повлечет и для следователя, и для судьи.

Опасность «слета срока» всего лишь ускоряет процесс рассмотрения дела – судья ведь начинает тоже нервничать, особенно если адвокат будет «качать права».

Подборка материалов по избранию меры пресечения

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c2f4c1fa2966000aa0dc98e/zaderjanie--poriadok-i-processualnye-posledstviia-5e4a443235e95e4cbef0248a

Фактическое задержание

С какого момента считается задержание

В соответствии с законом задержание подозреваемого есть мера процессуального принуждения, срок которой исчисляется с момента фактического задержания. Момент фактического задержания – это момент  фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. п.

11, 15 ст. 5 УПК РФ). Задержание состоит в помещении лица в специальное учреждение – изолятор временного содержания (ИВС).

Однако момент “фактического лишения свободы передвижения” может существенным образом расходиться во времени с моментом помещения в ИВС и  с моментом доставления к следователю (дознавателю).

Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утверждены Приказом МВД России от 26 января 1996 г. N 41, согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 3 января 1996 г.) в п. 2.

3 до настоящего времени содержат указания о том, что срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления его в орган дознания или к следователю, а если задержание производится на основании постановления о задержании, вынесенного органом дознания или следователем, то с момента фактического его задержания.

Действующая формулировка может читаться по разному, так как “фактическое лишение свободы передвижения” можно толковать по-разному.

1. Это физическое удержание, захват лица сотрудниками милиции или иного компетентного органа, которое может производиться на месте происшествия или при обнаружении лица, находившегося под подозрением.

Однако: во-первых, в момент обнаружения происшествия зачастую весьма сложно определить, есть ли событие преступления; во-вторых, в любом случае момент физического удержания преступника при задержании его с поличным всегда предшествует моменту возбуждения уголовного дела.

Уголовное дело нельзя возбудить на месте, так как необходимо получить согласие прокурора на его возбуждение; в-третьих, с момента удержания до момента доставления к следователю (дознавателю) может пройти достаточно много времени.

Включать это время в срок задержания недопустимо, так как следователь (дознаватель) не имеет возможности принять какое-либо решение относительно данного лица и никаких процессуальных действий в это время не производится.

2. Это момент доставления в орган внутренних дел. Такая позиция тоже спорна. Процессуальное лицо (следователь, дознаватель) не в состоянии контролировать, кого, когда и по какому поводу доставляют в ОВД.

Обязывать включать в срок задержания, обозначенный в протоколе, все то время, которое доставленное лицо находится в ОВД, невозможно, так как в этом случае протоколом процессуального задержания будут прикрываться нарушения законности, которые допускаются при длительном нахождении задержанных в ОВД без какого-либо документального оформления.

На момент доставления лица в ОВД перспектива возбуждения уголовного дела часто остается  туманной, требуется предварительное, хотя бы краткое, разбирательство.

3. С момента доставления к следователю (дознавателю). Считаем, что этот момент наиболее  точно считать  задержанием, так как именно с доставления к следователю начинают совершаться процессуальные действия в отношении задержанного, составляется протокол и т.д.

Задержание должно иметь процессуальные основания, перечисленные в ст. 91 УПК РФ, а их наличие может быть выяснено только после доставления к следователю. Задержание лица в качестве подозреваемого до установления в деле таких оснований не соответствует закону.

Закон отсчитывает время составления протокола задержания именно с момента доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору (ч. 1 ст. 92 УПК РФ).

Если лицо после доставления к следователю не освобождается, это и означает, что произошло фактическое лишение его свободы передвижения по процессуальным основаниям.

4. С момента составления протокола задержания. Здесь нужно учитывать, что протокол может быть составлен в течение 3 часов после доставления к следователю (ч. 1 ст. 92 УПК РФ), образец протокола задержания предусматривает возможность расхождения во времени между составлением протокола и задержанием в качестве подозреваемого.

5. С момента помещения в ИВС. Такой вариант неприемлем, так как помещение в ИВС возможно только на основании протокола задержания, а протокол составляется по факту уже состоявшегося задержания.

Задержание подозреваемого является процессуальным действием с  момента, когда лицо доставлено к следователю (в орган дознания).

С этого момента начинается фактическое лишение подозреваемого свободы передвижения по процессуальным основаниям,  с него следует исчислять срок задержания и указывать это время в протоколе задержания.

Физическое удержание лица до этого момента нельзя рассматривать как процессуальное задержание подозреваемого, а следует трактовать как  деятельность, которая может быть направлена на пресечение преступных действий и лишение правонарушителя возможности скрыться.

Если задержание подозреваемого производится по возбужденному уголовному делу по письменному  (постановлению) следователя (дознавателя), то момент фактического задержания определяется моментом фактического захвата лица.

Говоря о фактическом задержании подозреваемого, сравним его с административным задержанием. Административное задержание относится к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3). Об административном задержании составляется протокол (ст. 27.4).

Административный закон различает административное задержание и доставление. Доставление есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола обязательно.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании (ст. 27.2 КоАП). Таким образом, доставление по сути есть физическое удержание правонарушителя и доставление его в милицию.

При этом срок, в который осуществляется доставление, зависит от обстоятельств дела.

Как видим, административное законодательство более четко определяет понятие задержания, отграничивая его от доставления: как только закончено доставление, начинается задержание.

При сегодняшнем законе возникает необходимость в документировании факта доставления к следователю, дознавателю, так как в течение 3 часов с этого момента должен быть составлен протокол задержания.

Закон не устанавливает, каким именно документом подтверждается время доставления к следователю и дознавателю. На практике иногда составляется рапорт, иногда делается указание в протоколе задержания.

В соответствии с законом задержание до возбуждения уголовного дела недопустимо. Данное положение закона исключает двусмысленное толкование и признается как теорией, так и практикой. Утверждения о том, что задержание возможно и до возбуждения уголовного дела, противоречат закону.

Задержание, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК, не входит в число следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего. Возможность задержания до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела влекла бы злоупотребления и нарушения законности.

Однако закон не разъясняет, как быть с лицом, задержанным на месте преступления или “по горячим следам”, когда согласие прокурора на возбуждение уголовного дела еще не получено.

На практике, как известно, это вызывает проблемы, так как заподозренное лицо приходится каким-то образом удерживать на нелегальных основаниях.

На практике в таких случаях указывают на возможность задерживать подозреваемого до получения согласия прокурора на срок до 3 часов, руководствуясь, очевидно, ч. 1 ст. 92 УПК.

Однако в этой  норме говорится о времени, которое начинается с момента доставления к следователю и в течение которого должен быть составлен протокол задержания.

Это уже процессуальная деятельность, которая не может осуществляться до возбуждения уголовного дела.

В  литературе предлагается и другой вариант: считать деятельность по задержанию лица по подозрению в совершении преступлений административной до момента возбуждения уголовного дела.

Введение процессуального института доставления могло бы стать решением проблемы.

Доставление было бы мерой принуждения, ограничивающей свободу передвижения лица, но ни в коей мере не связанной с его изоляцией от общества, осуществляемой при необходимости до возбуждения уголовного дела.
 

Источник: http://www.top-advokat.ru/ugolovniy/fakticheskoe-zaderjanie.htm

Порядок и сроки задержания по УПК РФ — когда и на сколько могут задержать?

С какого момента считается задержание

Задержание подозреваемого представляет собой кратковременное заключение под стражу гражданина и содержание его в изоляторе временного содержания. Задержание носит ограничительный характер, так как в это время осуществляются следственные меры по сбору доказательств.

Расскажем в этой статье, в каких случаях полицейские могут задержать – и на какой срок, а также о том, как происходить порядок задержания.

статьи:

  1. Основания для задержания
  2. Порядок задержания по УПК РФ
  3. Сроки задержания

Основания для задержания

Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя следственного отдела, прокурора или суда.

В статье 91 УПК РФ предусмотрены основания для задержания подозреваемого.

Статья 112 УК РФ – причинение вреда здоровью средней тяжести, длительное расстройство здоровья, значительная стойкая утрата общей трудоспособности

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при таких ситуациях:

  1. Когда гражданин застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

  2. Когда потерпевшие или очевидцы указывают на определенного гражданина как на того, кто совершил преступление.

  3. Когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии одного из оснований гражданина могут задержать.

Порядок задержания по УПК РФ

В соответствии со статьей 92 УПК РФ, порядок задержания граждан таков:

  1. Гражданина доставляют в орган дознания или к следователю в течение 3 часов с момента совершенного преступления.
  2. Там составляют протокол, в котором помечается, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ (ч.1 ст.92 УПК РФ).
  3. В случае, если защитник подозреваемого гражданина участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания, то его участие в составлении протокола задержания обязательно (ч.1.1 ст.92 УПК РФ).
  4. В протоколе обозначается дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания (ч.2 ст.92 УПК РФ).
  5. Протокол задержания подписывается составившим лицом и подозреваемым.
  6. Затем о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь сообщают прокурору в письменном виде. Время на подачу отчетности — 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч.3 ст.92 УПК РФ).

Заметьте, что подозреваемого должны допросить в течение 24 часов с момента его фактического задержания и согласно общим правилам допроса ст.189-190 УПК РФ.

До начала допроса подозреваемому, по его просьбе, обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Продолжительность свидания может составлять 2 часа, не более и не менее. Ограничить время на разговор с адвокатом или защитником может дознаватель или следователь.

Также во время задержания подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст.184 и ст.93 УПК РФ.

Сроки задержания — почему преступника могут выпустить?

В случае, когда лицо застигнуто на месте преступления, либо очевидцы укажут на него, как на лицо, совершившее преступление, либо на нем или его одежде, в жилище обнаружат явные следы преступления, это лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления на срок 48 часов.

Кроме того, на тот же срок и в том же порядке лицо может быть задержано и в случае совершения преступления, если не имеет постоянного места жительства, пыталось скрыться, не установлена личность.

Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица, под которым понимается момент лишения гражданина свободы передвижения.

Если перед этим гражданина задерживали в административном порядке, например, для установления личности, то время задержания в административном порядке входит в срок задержания в качестве подозреваемого и общий срок задержания (то есть в те же 48 часов). Тогда время задержания будет исчисляться с момента задержания лица в административном порядке.

Подведем итоги по срокам задержания в связи с совершением преступления:

  1. Не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения до вынесения судебного решения.
  2. До 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок.

  3. Общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток).

    По истечению 120 часов гражданина должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Если в течение 48 часов с момента задержания в отношении подозреваемого не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не отложил окончательное принятие решения – он подлежит освобождению. Об этом говорится в части 2 статьи 94 УПК РФ.

Отметим, что заключить под стражу могут только по судебному решению, если подозреваемый совершил преступление, за которое грозит ему наказание в виде лишения свободы на срок выше 3 лет. А также, если нельзя применить другую меру пресечения, более мягкую (ст.108 УПК РФ).

Кроме того, освободить гражданина могут, если не было оснований для задержания или не подтвердилось подозрение в совершении преступления (ч.1,3 ст.94 УПК РФ).

Кстати, уголовное задержание не стоит путать с административным. Срок административного задержания не может превышать 3 часа, а в некоторых случаях 48 часов.

Подробнее о сроках административного задержания вы можете узнать в статье 27.5 КоАП РФ.

Теперь вы знаете, когда и на сколько могут задержать нарушителя законов, а также того, кто причинил физический вред другому гражданину. Если у вас остались вопросы, задавайте их нашим юристам или пишите в комментарии под данной статьей.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/zakony-izmeneniya-pravovye-akty/1250-poryadok-i-sroki-zaderzhaniya-po-upk-rf-kogda-i-na-skolko-mogut-zaderzhat.html

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

С какого момента считается задержание

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.

3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.

1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.

15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.

25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.

При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);

пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1426850

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.