Особенности аренды государственного и муниципального имущества

8. Аренда государственного и муниципального имущества / Пользование чужим имуществом

Особенности аренды государственного и муниципального имущества

  • 8.1. Общие положения
  • 8.2. Передача в аренду государственного имущества унитарным предприятием, владеющим этим имуществом на праве хозяйственного ведения
  • 8.3. Государственная регистрация права аренды государственного и муниципального имущества
  • 8.4.

    Передача арендатору во временное владение и пользование части земельного участка при аренде государственного и муниципального имущества

  • 8.5. Порядок определения размера арендной платы за пользование федеральным и муниципальным имуществом
  • 8.6.

    Порядок перечисления арендной платы при аренде государственного и муниципального имущества

  • 8.7. Отражение операций по аренде государственного и муниципального имущества у арендодателя
  • 8.8. Учет операций по аренде государственного и муниципального имущества у арендатора
  • 8.9.

    Налог на добавленную стоимость при аренде государственного и муниципального имущества

  • 8.9.1. Возникновение обязанностей налогового агента при аренде федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества
  • 8.9.2. Ответственность налогового агента
  • 8.9.3.

    Особенности применения счетов-фактур налоговым агентом при аренде государственного и муниципального имущества

  • 8.9.4. Декларация по налогу на добавленную стоимость для налоговых агентов
  • 8.9.5. Кто перечисляет в бюджет НДС при аренде государственного имущества
  • 8.9.6.

    Обложение НДС у арендатора государственного и муниципального имущества, применяющего специальный налоговый режим

  • 8.9.7. Обложение НДС при аренде государственных или муниципальных земель
  • 8.10.

    Уплата арендатором государственного и муниципального имущества стоимости ремонта арендованного имущества за арендодателя

  • 8.11. Учет для целей налогообложения прибыли сумм арендной платы при аренде государственного и муниципального имущества
  • В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

    – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

    – имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

    От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п. 1 ст. 125 ГК РФ органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    От имени муниципальных образований органы местного самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    Аренда имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет некоторые особенности, касающиеся, в частности, заключения договора аренды и установления арендных платежей.

    В соответствии с подпунктом «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ.

    Отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, регулируются главой 34 ГК РФ. В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

    Рассмотрение вопросов о предоставлении государственного и муниципального имущества в аренду осуществляется на основании заявления (заявки) от российских и иностранных юридических и физических лиц (в том числе совместных предприятий) и международных организаций с резолюцией предприятия (организации) – балансодержателя о возможности предоставления имущества в аренду для конкретного вида деятельности.

    Вместе с заявкой на аренду (на заявке о продлении договора аренды обязательно наличие резолюции балансодержателя о возможности продления аренды) заявитель представляет в Комитет по управлению имуществом:

    – учредительные документы (или нотариально заверенные копии этих документов) организации (юридического лица), получающей имущество в аренду, или свидетельство о регистрации для физических лиц – частных предпринимателей;

    – баланс предприятия-арендатора, составленный на установленную дату перед оформлением договора;

    – справку о текущей задолженности по плате за аренду и коммунальные услуги;

    – справку об отсутствии или наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней на дату подачи заявки, заверенную налоговым органом.

    При рассмотрении заявок на аренду учитываются своевременность исполнения соискателями обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также своевременность внесения предыдущей арендной платы.

    В целях ограничения максимальных сроков оформления договоров аренды федерального имущества территориальными органами Минимущества России, органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями территориального органа Минимущества России, максимальный срок оформления договоров аренды нежилых помещений и других объектов федерального имущества установлен в один месяц с даты представления арендатором (балансодержателем) полного пакета необходимых документов, соответствующих установленным требованиям, в том числе органов юстиции, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом (см. распоряжение Минимущества России от 28.06.2001 № 1810-р «Об установлении максимального срока оформления договоров аренды федерального имущества»).

    Предоставление в аренду государственного и муниципального имущества осуществляется в следующих формах:

    – в порядке продления договора аренды при реализации арендатором преимущественного права на заключение договора аренды;

    – в порядке удовлетворения заявок, в том числе на основе аукциона или посредством коммерческого конкурса.

    Аукцион представляет собой конкурсный способ определения арендатора имущества, при котором победителем на публичных торгах становится соискатель, предложивший наивысшую цену за право заключения договора аренды.

    Коммерческий конкурс с инвестиционными и (или) социальными условиями – это способ определения арендатора имущества, при котором победителем признается соискатель, представивший предложение, наилучшим образом отвечающее заранее определенным критериям.

    Отказ Комитета по управлению имуществом в заявке на аренду государственного и муниципального имущества должен быть предоставлен заявителю в письменной форме с указанием причин отказа. Данный отказ может быть обжалован в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 651 ГК РФ договор аренды здания, сооружения и нежилого помещения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

    По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

    При этом в договоре должно быть определено имущество, подлежащее передаче в аренду, указано его местонахождение, техническое состояние, фактическая площадь и другие индивидуальные признаки. Согласно ст.

    655 ГК РФ передача в аренду здания или сооружения производится по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому арендодателем и арендатором. Акт составляется в двух экземплярах – для арендатора и арендодателя. В передаточном документе (акте, составленном в любой форме) фиксируется техническое и санитарное состояние арендуемого объекта, которое должно соответствовать условиям договора аренды.

    Сторонами в договоре аренды государственного и муниципального имущества выступают арендодатель, балансодержатель и арендатор.

    В пятидневный срок после заключения договора аренды арендодатель (балансодержатель) имущества обязан предоставить арендатору имущество по акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью договора аренды.

    В акте отражается техническое состояние передаваемого имущества на момент передачи и определяются обязанности арендатора по текущему и, при необходимости, капитальному ремонту имущества и условия его выполнения.

    При прекращении договора аренды имущество должно быть возвращено арендодателю по акту приема-передачи.

    Статьей 17 Федерального закона от 14.11.

    2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях) установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

    Закон об унитарных предприятиях обязывает государственное или муниципальное предприятие перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

    Статья 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) относит доходы в виде арендной платы за использование государственного имущества (после уплаты налогов и сборов) к доходам бюджета.

    В соответствии с положениями главы 25 НК РФ арендная плата относится к числу доходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

    В результате получается, что государственное унитарное предприятие (ГУП) либо муниципальное унитарное предприятие (МУП) должно учесть в составе доходов суммы, которыми оно фактически не обладает ввиду обязанности перечислить их в бюджет.

    Данное противоречие разрешил Президиум ВАС РФ, который в п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного до судов информационным письмом от 22.12.

    2005 № 98, разъяснил, что на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, положения ст.

    42 БК РФ не распространяются, а сфера действия данного положения ограничивается отношениями, возникающими при предоставлении в аренду имущества, составляющего казну муниципального образования.

    Иными словами, унитарное предприятие, владеющее государственной (или муниципальной) собственностью и предоставляющее эту собственность в аренду, не обязано в силу положений бюджетного законодательства перечислять полученную арендную плату в бюджет.

    Другое дело, если такие обязательства возникают в результате договора с собственником – в этом случае перечислять арендную плату в бюджет придется.

    При этом унитарное предприятие не освобождено от обязанности включать арендную плату в состав доходов для целей налогообложения, что и подтвердил ВАС РФ.

    Но, учитывая мнение ВАС РФ, ГУП имеет смысл подумать, стоит ли подписываться под такими обязательствами. Ведь предусмотренное п. 1 ст.

    295 ГК РФ право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, уже реализуется путем ежегодного получения государственным собственником части прибыли ГУП, что установлено ст. 17 Закона об унитарных предприятиях.

    Более того, по нашему мнению, изложенная ВАС РФ позиция позволяет унитарным предприятиям даже потребовать внесения изменений в заключенный договор.

    Источник: http://www.telenir.net/delovaja_literatura/polzovanie_chuzhim_imushestvom/p8.php

    Аренда государственного и муниципального имущества. Подводные камни

    Особенности аренды государственного и муниципального имущества

    1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.

    ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма “Двитекс”, ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.

    1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее по тексту – Закон о персональных данных).

    1.2.

    Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

    1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

    1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

    1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

    • Фамилия, Имя, Отчество;
    • Адрес электронной почты;
    • Номер телефона;
    • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

    1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

    • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
    • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
    • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
    • в целях исследования рынка;
    • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
    • статистических целях;
    • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

    1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

    • сбор;
    • запись;
    • систематизацию;
    • накопление;
    • хранение;
    • уточнение (обновление, изменение);
    • извлечение;
    • использование;
    • передачу (распространение, предоставление, доступ);
    • обезличивание;
    • блокирование;
    • удаление;
    • уничтожение.

    2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

    2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

    • законности и справедливости;
    • конфиденциальности;
    • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
    • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
    • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
    • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
    • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
    • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

    2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

    • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ “О персональных данных”;
    • Настоящей Политикой конфиденциальности;
    • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
    • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
    • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
    • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;

    Источник: https://www.dvitex.ru/poleznoe/biznes/dogovory/arenda-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushchestva-podvodnye-kamni/

    Особенности аренды государственного и муниципального имущества

    Особенности аренды государственного и муниципального имущества

    Управление федеральной собственностью, в соответствии со ст.

    114 Конституции РФ, осуществляет Правительство РФ, которое делегировало право сдачи федерального имущества в аренду Минимуществу России и его территориальным агентствам.

    Например, на территории Москвы эти полномочия до недавнего времени осуществляло территориальное управление Минимущества России – Агентство федерального имущества по г. Москва.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Правительство РФ Постановлением от 08 апреля 2004 г. № 200 передало Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом функции упраздненного Министерства имущественных отношений РФ.

    Установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.

    Оно находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

    В договоре аренды помимо размера арендной платы, срока ее внесения и порядка перечисления указываются обязанности и ответственность сторон, включая размер и порядок перечисления неустоек и штрафов за неисполнение сторонами обязательств, пени за несвоевременное внесение арендной платы и другие условия. Если в договоре отсутствует описание объекта аренды, а также если стороны не согласовали размер арендной платы, то такой договор считается незаключенным (ст. 607, 654 ГК РФ).

    К сторонам договора установлены общие требования по содержанию арендованного имущества (ст. 616 ГК РФ). По общему правилу арендатор обязан поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

    Арендодатель же обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Предусмотрены также возможности проведения капитального ремонта арендатором при нарушении арендодателем этой обязанности и взыскания с арендодателя стоимости ремонта или зачета ее в счет арендной платы.

    Все вышесказанное распространяется и на договор аренды федерального недвижимого имущества. Как правило, в нем также предусматривается обязанность арендатора оплачивать коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги по отдельным договорам.

    В 2002 г. Минимуществом России разработаны примерные формы типовых договоров аренды федерального недвижимого имущества, находящегося на территории Москвы.

    В них арендаторам дополнительно вменяется обязанность принимать долевое участие в капитальном ремонте здания, проводимом арендодателем пропорционально площади занимаемых помещений.

    Необходимость в капитальном ремонте определяется согласно техническому заключению, составляемому организацией, имеющей соответствующую лицензию. При этом возможность снижения арендной платы на величину расходов арендатора при долевом участии в капремонте не предусматривается.

    Договор субаредны

    По договору аренды одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) имущество за плату во временноепользование.

    Договор аренды является: 1) консенсуальным – договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора аренды; 2) возмездным;

    3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора аренды.

    Арендодатель– собственник передаваемого в пользование имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду.

    Арендатор– это лицо, заинтересованное в получении имущества в пользование.

    Предмет договора– любая телесная непо требляемая вещь, поскольку она не теряет своих натуральных свойств в процессе использования.

    Форма договора: 1) простая письменная (для договоров аренды: а) на срок более года; б) одной стороной которых является юридическое лицо);

    2) подлежит государственной регистрации (если иное не установлено законом).

    Существенным условием договора аренды является его предмет.

    64. договор об аренде отдельных видов имущества В ст. 632—649 ГК РФ содержатся нормы, регулирующие две разновидности аренды транспортных средств: с предоставлением арендодателем экипажа (чартер) и без такового (бербоут).

    Аренда транспортных средств не предусматривает обязательство арендодателя отдавать преимущество арендатору, при прочих равных условиях, на заключение договора на новый срок. Договоры на аренду транспортных средств, относящихся к недвижимости (суда, авиалайнеры и т.д.), не подлежат обязательной регистрации.

    При аренде транспортного средства с экипажем арендодатель обязан осуществлять сам за свой счет его техническое обслуживание, ремонт, страхование и обычно страхование ущерба, который может быть нанесен его эксплуатацией.

    При аренде транспортного средства без экипажа арендатор обязан осуществлять его техническое обслуживание, включая капитальные ремонты, нести все расходы на его эксплуатацию и содержание, страхование, включая страхование ответственности перед третьими лицами. Однако стороны могут договориться о другом распределении обязательств.

    Арендаторы имеют право без получения согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором, сдавать объект в субаренду и заключать с третьими лицами договоры об оказании транспортных услуг.

    Если вследствие эксплуатации транспортного средства без экипажа будет нанесен ущерб третьим лицам, то ответственность несет арендатор, если с экипажем — то арендодатель, который имеет право предъявить регрессный иск арендатору.

    К сожалению, ГК РФ не приравнивает к условиям аренды транспортных средств условия аренды самоходных сельскохозяйственных, строительных, монтажных и грузоподъемных машин и механизмов. Однако на практике предприниматели могут при аренде таких машин и механизмов использовать в договорах условия, аналогичные правилам аренды транспортных средств. Аренда зданий и сооружений подчиняется ряду особых правил, изложенных в ст. 650—655 ГК РФ.

    Договор о такой аренде должен быть заключен в форме единого документа. Он подлежит государственной регистрации при сроке действия, превышающем один год.

    Закон предусматривает право арендатора на аренду земельного участка, на котором находится объект, если арендодатель является собственником земли, или право пользования этим участком, если арендодатель не является собственником земли и если такое пользование не противоречит договору арендодателя с собственником земли или закону.

    При этом право пользования участком земли сохраняется за арендатором даже в случае его продажи собственником другому лицу. Договор об аренде здания или сооружения обязательно должен определять размеры и сроки внесения арендной платы, в противном случае он считается ничтожным.

    Передача здания или сооружения во владение и пользование арендатору и обратно арендодателю должна оформляться письменным протоколом. Предприятия как имущественный комплекс зданий, сооружений, земельных участков, оборудования, инвентаря, сырья, готовой продукции, долгов, обязательств, прав требования и т.д. могут сдаваться в аренду с учетом ряда особых правил, изложенных в ст.

    656-664 ГК РФ. Договор об аренде предприятия должен предусматривать порядок передачи в аренду всех составляющих комплекса, включая запасы сырья, топлива, материалов, оборотные средства, права требования к третьим лицам, а также порядок принятия арендатором обязательств предприятия, включая его долги.

    Договор об аренде предприятия должен представлять единый документ, зарегистрированный в государственной организации. Передача предприятия в аренду и обратно арендодателю оформляется передаточными актами.

    Арендатор получает право без согласия арендодателя продавать, обменивать, давать взаймы, сдавать в субаренду имущество и материальные ценности, но при условии, что действия арендатора не ведут к уменьшению стоимости комплекса. Арендатор имеет право проводить реконструкцию и другие улучшения предприятия без разрешения арендодателя, который будет обязан возместить арендатору реальную стоимость неотделимых улучшений.

    Договор лизинга.

    По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.

    Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

    Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”.

    Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов.Арендодатель, приобретая имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу.

    Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору в месте нахождения последнего.

    В случае, когда имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, не передано арендатору в указанный в этом договоре срок, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать расторжения договора и возмещения убытков.Риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества переходит к арендатору в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды.

    Отв-ть:1.

    Арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества. Однако арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия арендодателя.В отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные кредиторы (статья 326).2. Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, арендодатель не отвечает перед арендатором за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежит на арендодателе. В последнем случае арендатор вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и арендодателю, которые несут солидарную ответственность.

    

    Источник: https://infopedia.su/17x5787.html

    Особенности аренды муниципального имущества

    Особенности аренды государственного и муниципального имущества

    Аренда муниципального имущества это один из наиболее распространенных способов получение жилого помещения для временного пользования. Зачастую такой способ самый выгодный для арендаторов. Заключению арендного соглашения предшествует проведение конкурсов или торгов. Важно разобраться, как законодательство РФ регулирует указанный вопрос, и какие документы для этого нужны.

    Особенности арендных отношений

    В процедуру аренды собственности муниципалитета входит подписание договора с местными властями в отношении жилого или нежилого помещения, которое передается для временного использования.

    Чаще всего соглашение заключается для осуществления какой-либо деятельности, так как плата за аренду ниже, чем в отношении сторонних коммерческих помещений. Заключить такой договор не сложно, так как муниципалитет большую часть доходов получает именно от сдачи помещений в аренду.

    По нормам статьи 215 российского Гражданского кодекса, имущество муниципального типа это объекты жилого или нежилого вида, которые принадлежат субъекту Федерации на праве владения. Управление таким имуществом осуществляется местными властями.

    Муниципальная собственность может закрепляться за организациями или предприятиями, получающими право распоряжаться и владеть указанным объектом по своему усмотрению. Если имущество так не закрепляется, муниципалитет сам им распоряжается.

    Данные о наличии такого имущества размещаются на интернет-площадках местных властных органов. Если сведений нет, желающие вправе направить в соответствующую администрацию запрос о наличии сдаваемых в аренду помещений.

    Арендаторами собственности муниципального типа зачастую выступают лица, которые занимаются малым бизнесом. К ним относятся следующие субъекты:

    • предприниматели индивидуального типа;
    • кооперативы различного типа (сельскохозяйственные, производственные, потребительские);
    • фермерские и крестьянские хозяйства;
    • партнерства, хозяйственные сообщества.

    Особенности заключения договора аренды

    Основа для предоставления помещения в аренду – заключение договора. В документе фиксируются условия соглашения, размер арендной платы, периоды оплаты и т.д.

    Аренда муниципальных помещений может фиксироваться в документах следующих типов:

    1. В договоре, дающем право в дальнейшем выкупить арендуемое помещение.
    2. Долгосрочный арендный договор (сроком больше одного года).
    3. Соглашение о текущем оформлении аренды на указанное помещение.
    4. Безвозмездный договор о пользовании муниципальным имуществом. Особенность такого соглашения состоит в том, что арендная плата за пользование помещением не взимается, но арендатор обязан вернуть объект договора в изначальном виде с учетом естественного износа.
    5. Договор об управлении недвижимым имуществом на доверительной основе. Суть такого соглашения – передача организации или предприятии помещения в бессрочное пользование и распоряжение. При этом какие-либо решения относительно реализации или использовании данного имущества должны приниматься только после согласования с муниципалитетом.
    6. Договор на использование и хранение объекта сделки.

    Чаще всего используется обычный договор аренды. При этом стороны вправе вносить в соглашение свои коррективы, если они не противоречат нормам российского законодательства.

    Арендаторам важно помнить, что в их обязанность, помимо уплаты арендных взносов, необходимо будет рассчитывать и платить НДС. Сумма платежа рассчитывается на основании размера аренды конкретного объекта.

    Особенности получения помещения по договору

    В федеральном законе № 135 закреплено, что собственность, не находящаяся в хозяйственном ведении субъекта местного уровня, может сдаваться в аренду только на основании конкурса (аукциона, торгов).

    Такой же порядок применяется, если  объект договора находится в собственности унитарного муниципального предприятия, государственного автономного учреждения, органа муниципального типа в оперативном управлении.

    Порядок реализации муниципального имущества посредством проведения аукциона или конкурса. При проведении аукциона заявки подаются публично с возможностью ознакомления с предложениями других лиц, а при конкурсе – конфиденциально.

    Процедура торгов зафиксирована в Приказе № 67, изданном Федеральной антимонопольной службой. В нем также закреплен перечень объектов имущества, которые могут передаваться в аренду только на основании конкурса.

    Все сведения об аукционных объектах размещается на сайте torgi.gov.ru. Помимо общего перечня сдаваемых объектов, там можно узнать основные положения проектов договоров, сумму арендной платы и т.д.

    Источник: https://pravoved365.ru/nedvizhimost/arenda-i-najm/arenda-municipalnogo-imushhestva

    8. Аренда государственного и муниципального имущества.. Пользование чужим имуществом. Читать онлайн

    Особенности аренды государственного и муниципального имущества

    В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

    – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

    – имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

    От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п. 1 ст. 125 ГК РФ органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    От имени муниципальных образований органы местного самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    Аренда имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет некоторые особенности, касающиеся, в частности, заключения договора аренды и установления арендных платежей.

    В соответствии с подпунктом «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ.

    Отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, регулируются главой 34 ГК РФ. В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

    Рассмотрение вопросов о предоставлении государственного и муниципального имущества в аренду осуществляется на основании заявления (заявки) от российских и иностранных юридических и физических лиц (в том числе совместных предприятий) и международных организаций с резолюцией предприятия (организации) – балансодержателя о возможности предоставления имущества в аренду для конкретного вида деятельности.

    Вместе с заявкой на аренду (на заявке о продлении договора аренды обязательно наличие резолюции балансодержателя о возможности продления аренды) заявитель представляет в Комитет по управлению имуществом:

    – учредительные документы (или нотариально заверенные копии этих документов) организации (юридического лица), получающей имущество в аренду, или свидетельство о регистрации для физических лиц – частных предпринимателей;

    – баланс предприятия-арендатора, составленный на установленную дату перед оформлением договора;

    – справку о текущей задолженности по плате за аренду и коммунальные услуги;

    – справку об отсутствии или наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней на дату подачи заявки, заверенную налоговым органом.

    При рассмотрении заявок на аренду учитываются своевременность исполнения соискателями обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также своевременность внесения предыдущей арендной платы.

    В целях ограничения максимальных сроков оформления договоров аренды федерального имущества территориальными органами Минимущества России, органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями территориального органа Минимущества России, максимальный срок оформления договоров аренды нежилых помещений и других объектов федерального имущества установлен в один месяц с даты представления арендатором (балансодержателем) полного пакета необходимых документов, соответствующих установленным требованиям, в том числе органов юстиции, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом (см. распоряжение Минимущества России от 28.06.2001 № 1810-р «Об установлении максимального срока оформления договоров аренды федерального имущества»).

    Предоставление в аренду государственного и муниципального имущества осуществляется в следующих формах:

    – в порядке продления договора аренды при реализации арендатором преимущественного права на заключение договора аренды;

    – в порядке удовлетворения заявок, в том числе на основе аукциона или посредством коммерческого конкурса.

    Аукцион представляет собой конкурсный способ определения арендатора имущества, при котором победителем на публичных торгах становится соискатель, предложивший наивысшую цену за право заключения договора аренды.

    Коммерческий конкурс с инвестиционными и (или) социальными условиями – это способ определения арендатора имущества, при котором победителем признается соискатель, представивший предложение, наилучшим образом отвечающее заранее определенным критериям.

    Отказ Комитета по управлению имуществом в заявке на аренду государственного и муниципального имущества должен быть предоставлен заявителю в письменной форме с указанием причин отказа. Данный отказ может быть обжалован в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 651 ГК РФ договор аренды здания, сооружения и нежилого помещения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

    По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

    При этом в договоре должно быть определено имущество, подлежащее передаче в аренду, указано его местонахождение, техническое состояние, фактическая площадь и другие индивидуальные признаки. Согласно ст.

    655 ГК РФ передача в аренду здания или сооружения производится по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому арендодателем и арендатором. Акт составляется в двух экземплярах – для арендатора и арендодателя. В передаточном документе (акте, составленном в любой форме) фиксируется техническое и санитарное состояние арендуемого объекта, которое должно соответствовать условиям договора аренды.

    Сторонами в договоре аренды государственного и муниципального имущества выступают арендодатель, балансодержатель и арендатор.

    В пятидневный срок после заключения договора аренды арендодатель (балансодержатель) имущества обязан предоставить арендатору имущество по акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью договора аренды.

    В акте отражается техническое состояние передаваемого имущества на момент передачи и определяются обязанности арендатора по текущему и, при необходимости, капитальному ремонту имущества и условия его выполнения.

    При прекращении договора аренды имущество должно быть возвращено арендодателю по акту приема-передачи.

    8.2. Передача в аренду государственного имущества унитарным предприятием, владеющим этим имуществом на праве хозяйственного ведения

    Статьей 17 Федерального закона от 14.11.

    2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях) установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

    Закон об унитарных предприятиях обязывает государственное или муниципальное предприятие перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

    Статья 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) относит доходы в виде арендной платы за использование государственного имущества (после уплаты налогов и сборов) к доходам бюджета.

    В соответствии с положениями главы 25 НК РФ арендная плата относится к числу доходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

    В результате получается, что государственное унитарное предприятие (ГУП) либо муниципальное унитарное предприятие (МУП) должно учесть в составе доходов суммы, которыми оно фактически не обладает ввиду обязанности перечислить их в бюджет.

    Данное противоречие разрешил Президиум ВАС РФ, который в п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного до судов информационным письмом от 22.12.

    2005 № 98, разъяснил, что на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, положения ст.

    42 БК РФ не распространяются, а сфера действия данного положения ограничивается отношениями, возникающими при предоставлении в аренду имущества, составляющего казну муниципального образования.

    Иными словами, унитарное предприятие, владеющее государственной (или муниципальной) собственностью и предоставляющее эту собственность в аренду, не обязано в силу положений бюджетного законодательства перечислять полученную арендную плату в бюджет.

    Другое дело, если такие обязательства возникают в результате договора с собственником – в этом случае перечислять арендную плату в бюджет придется.

    При этом унитарное предприятие не освобождено от обязанности включать арендную плату в состав доходов для целей налогообложения, что и подтвердил ВАС РФ.

    Но, учитывая мнение ВАС РФ, ГУП имеет смысл подумать, стоит ли подписываться под такими обязательствами. Ведь предусмотренное п. 1 ст.

    295 ГК РФ право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, уже реализуется путем ежегодного получения государственным собственником части прибыли ГУП, что установлено ст. 17 Закона об унитарных предприятиях.

    Более того, по нашему мнению, изложенная ВАС РФ позиция позволяет унитарным предприятиям даже потребовать внесения изменений в заключенный договор.

    Источник: https://bzbook.ru/Poljzovanie-chuzhim-imushhestvom.44.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.