Очередь на жилье малоимущим

Как встать в очередь на получение жилья в Московской области

Очередь на жилье малоимущим

Жители Московской области определенных категорий могут получить жилье по договору социального найма на безвозмездной основе. О том, какие требования необходимо соблюсти и как встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто имеет право

Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут граждане, признанные малоимущими.

Малоимущими граждане Московской области могут быть признаны в том случае, если сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества.

Пороговые значения устанавливаются администрациями муниципалитетов.

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, житель Московской области, признанный малоимущим, должен соответствовать еще ряду требований:

• не иметь в собственности жилого помещения или не являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Эти же требования относятся и к членам его семьи;

• в случае если в собственности гражданина или членов его семьи есть жилье или оно находится в пользовании по договору социального найма, то общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна быть меньше учетной нормы. Учетная норма также устанавливается администрацией муниципалитета. Важно различать учетную норму и норму предоставления. Норма предоставления относится к квартире, которую должны предоставить очередникам на жилье;

• проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

• иметь в собственности квартиру или являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживать в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний утвержден Минздравом РФ.

Жилищный фонд Подмосковья: как идет расселение аварийного жилья>>

Необходимые документы

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, понадобятся следующие документы:

• финансовый лицевой счет;

• медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания (при наличии);

• заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

• документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи;

• выписка из домовой книги;

• технический паспорт на жилое помещение (при наличии находящегося в собственности или арендуемого по договору социального найма жилья);

• документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;

• документы, подтверждающие семейные отношения заявителя;

• акт проверки жилищных условий заявителя (подтверждающий несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Куда обратиться

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно обратиться в администрацию муниципального образования или в МФЦ по месту жительства. Некоторые муниципалитеты предоставляют эту услугу через портал государственных и муниципальных услуг Московской области.

Даже при наличии всех документов и соответствии всем требованиям гражданину могут отказать в постановке на учет, если он менее 5 лет назад намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Виктория Кулагина

  • Министерство
  • Деятельность
    • Контрольно-надзорная деятельность
    • Противодействие коррупции
    • Взаимодействие с негосударственными организациями
    • Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания
    • Занятость лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком
    • Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста
      • Гражданам
      • Работодателям
      • Образовательным организациям
    • Национальный проект «Демография»
    • Отдых детей и их оздоровление
    • Горячая линия по оплате труда
    • Муниципальные программы
    • Содействие развитию конкуренции
    • Переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста
    • Информация о социальных услугах, предоставляемых организациями социального обслуживания и негосударственными поставщиками, включенными в реестр поставщиков
    • Государственные меры поддержки добровольчества и социально ориентированных НКО
    • Электронный кадровый документооборот
    • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
  • События
  • Документы
    • Доступная среда
    • Реализация плана мероприятий в рамках Десятилетия детства
    • Предварительная оценка регулирующего действия
    • Нормотворчество
    • Контрольная деятельность
      • Планы контрольных мероприятий
      • Информация о результатах проведенных проверок
    • Общественный совет
      • Положение о Совете
      • Состав Совета
      • Протоколы заседаний
    • Государственная программа
    • Противодействие неформальной занятости
    • Направления деятельности
    • Кадровый резерв Министерства
    • Коронавирус
    • Кадровый резерв (подведомственные учреждения)
    • Обращения граждан
    • Государственные услуги
    • Информация
    • Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений
    • Ратификация Конвенции о правах инвалидов
    • Профилактика ВИЧ/СПИД на рабочих местах
    • Бесплатная юридическая помощь
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Ведомственный контроль в сфере закупок
    • Антимонопольный комплаенс
    • Реализация Федерального закона 189-ФЗ от 13.07.2020 (о государственном социальном заказе)
    • Документы Учетной политики
  • Пресса
  • Контакты

Источник: https://msr.mosreg.ru/sobytiya/oblastnaya-povestka/novosti-podmoskovya/kak-vstat-v-ochered-na-poluchenie-zhilya-v-moskovskoy-oblasti-20170905

Как встать в очередь на жилье: помощь адвоката

Очередь на жилье малоимущим

   Постановка, а главное продвижение по очереди на жилье за последние годы стала достаточно трудоемкой и изнурительной процедурой.

Дождаться того момента, когда Вы стали первым, почти невозможно, не говоря уже о всех препонах, чтобы попасть в нее и приобрести возможность получить жилье.

А бывает и так, что даже снимают с очереди на жилье малоимущим! Чаще всего это происходит абсолютно безосновательно.

ВНИМАНИЕ: помочь Вам в решении жилищной проблемы готов наш юрист по жилищным вопросам, который не раз разрешал жилищный конфликт в пользу своего доверителя.

Как встать в очередь на жилье в Екатеринбурге?

   Действующим законодательством предусмотрено, что получить жилье бесплатно могут граждане, находящиеся на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Соответственно, чтобы встать в очередь надо подтвердить статус малоимущего. Им признается человек или семья, доход которых меньше или равен минимальному прожиточному минимуму.

При этом учитывается доход семьи и стоимость имущества, имеющегося в собственности.

   Если заявление подает семья, то доход считается в совокупности, а не каждого по отдельности. Но помимо дохода, надо подтвердить документально, что вы действительно нуждаетесь в жилье.

К примеру, документом об отсутствии собственного жилья, а если квартира есть, то, о том, что площадь занимаемой квартиры не соответствует площади учетной нормы. Так, в Екатеринбурге норма минимум 10 кв. м.

на человека.

   После подтверждения статуса малоимущего, подаются документы для включения в очередь на жилье.

ВНИМАНИЕ: не пропустите возможность консультации юриста бесплатно без телефона через комментирование — подписавшись на наш канал .

Какие документы нужно на очередь жилья?

   Документы подаются по месту проживания в администрацию района в отдел по учету и распределению жилья или в отдел приема и выдачи документов МКУ «Центр муниципальных услуг», а также через МФЦ или Госуслуги.

Для включения в очередь на жилье вам потребуется предоставить в уполномоченный орган вместе с заявлением следующие документы:

  • удостоверяющий личность заявителя
  • о составе семьи (свидетельства о браке, о рождении)
  • правоустанавливающие на жилье (договор купли-продажи, дарения, социального найма и тд.)
  • справки медицинского учреждения о наличии заболевания (если заявление подается по этому основанию)
  • справка о доходах за три предыдущих года
  • правоустанавливающие документы на иное имущество (дача, гараж)
  • свидетельство о регистрации автотранспорта
  • оценка рыночной стоимости жилья (при его наличии)
  • справка о наличии/отсутствии недвижимости

   С документов необходимо сделать копию с предоставлением оригинала, а заявление, справки и оценка прилагаются оригинальные, советует наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры».

   Файлы, направляемые через Госуслуги, должны содержать электронные копии документов. При этом подписывать электронной подписью не нужно.

   Указанный выше перечень является исчерпывающим. Остальные документы уполномоченный орган запрашивает самостоятельно без вашего участия.

Как узнать очередь на получение жилья?

   В настоящее время предусмотрено несколько способов определения своей очереди. Таким образом, чтобы узнать свой номер, обратитесь с заявлением в следующие органы:

  • комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга и администрацию района по месту жительства (отдел по учету и распределению жилья;
  • МФЦ;
  • ГБУ Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

   Подать заявление в уполномоченный орган можно лично, либо через портал Госуслуг. Кроме того, информацию можно узнать и на личном приеме у специалиста в устной форме.

   В письменном заявлении обязательно указывается ФИО, адрес почтовый и электронный. Если заявление направляется через Госуслуги, то ответ будет направлен в личный кабинет на портале.

   Информация о номере очереди направляется через тридцать дней после получения письменного запроса и через 5, если заявление подано через Госуслуги.

   Если вы обращались письменно, то должна быть выдана справка, в которой указано время принятия на учет и номер очереди.

Как получить жилье без очереди?

   Получение нуждающимся жилья происходит в порядке очереди. Однако, законодателем предусмотрена категория граждан, имеющих приоритетное право перед остальными, а именно:

  • граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции
  • лицам, имеющим хронические заболевания в тяжелой форме (к примеру туберкулез). Законом предусмотрен исчерпывающий перечень заболеваний

   Предоставление жилья без очереди означает, что человек не включается ни в какую очередь, а получает жилье сразу после письменного обращения в уполномоченный орган.

   Законом предусмотрено право гражданина на вне очередное предоставление жилой площади не зависимо от наличия других лиц, имеющих такое же право, а также от времени принятия их на учет.

   Кроме того, в России действует программа «Жилище», она продлена до 2020 года и рассчитана на льготную категорию граждан (многодетные семьи, военнослужащие, молодые семьи, граждане, ликвидирующие последствия аварии на Чернобыльской АЭС). Данная программа имеет множество подпрограмм и направлена на предоставление субсидии на приобретение жилья эконом класса или строительство нового.

Что делать, если отказывают в очереди на жилье?

   Нередки случаи, когда органы власти отказывают включать в очередь на жилье или исключают из нее. Это может произойти на законных основаниях, а может по необоснованным причинам. В последнем случае решение уполномоченного органа надо обжаловать в судебном порядке.

   Дела об оспаривании решений администрации рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Административный иск подается в районный суд. Важно знать, что срок для обжалования составляет 3 месяца с момента получения письменного отказа на руки.

   В иске надо обязательно указать причины обращения, факты, подтверждающие незаконность вынесенного решения и требование о включении или восстановлении в очереди.

   Заслушав доводы сторон и исследовав материалы дела суд выносит решение об удовлетворении иска или отказывает в этом.

   Если судья принимает сторону истца, то администрация обязана включить гражданина в очередь нуждающихся или восстановить в ней.

   Кроме обжалования решения в суд, гражданин вправе написать жалобу в прокуратуру. Она проведет проверку и в случае выявления нарушений, потребует уполномоченный орган восстановить права.

Судебная практика о постановке в очередь на жилье

Истории успеха наших адвокатов, окончившиеся предоставлением жилья и постановкой очереди на жилье:

Первая история

   «Я являюсь ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, третьей степени; ветераном труда. Я обратился в Администрацию Октябрьского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет для предоставления жилья по договору социального найма.

Мне вручили выписку протокола Районной комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга № 16 от 22.06.2010 года.

В ней было указано, что мне отказано в принятии на учет.

   Предоставляя отказ, Администрация не учла, что продал я квартиру вынужденно, а не умышленно. Ведь я являюсь престарелым гражданином с множеством заболеваний, мое здоровье ухудшилось, и рядом не было людей, которые могли бы за мной ухаживать. Я был вынужден продать квартиру и сменить место жительства!

   Процесс по моему делу был выигран, справедливость восторжествовала, на сегодня я получил долгожданную квартиру».

гражданин В., ветеран Великой Отечественной войны, г. Екатеринбург

Вторая история

   «Я являюсь вдовой инвалида ветерана Великой Отечественной войны, нуждалась в улучшении жилищных условий. 01 июня 2011 года я обратилась к с заявлением о принятии на учет как нуждающейся в жилье.

Мной была получена Выписка из Постановления № … от 06.06.

2011 года, в которой было указано, что мне «отказано в принятии на учет для целей предоставления на территории города Каменска-Уральского Свердловской области жилого помещения государственного жилищного фонда социального использования.

   Отказ был основан на том, что 28 июня 2006 г. я по договору купли-продажи произвела отчуждение принадлежащего мне дома по адресу: Курганская область, г. Шадринск, а также на том, что в настоящее время я сменила свое место жительство на город Каменск-Уральский из г. Екатеринбург.

   Но не было учтено, что мой переезд в г. Каменск-Уральский был вынужденным, в связи с наличием у меня множественных заболеваний мне был противопоказан спуск и подъем по лестнице, а квартира в г.

Екатеринбурге находится на четвертом этаже в пятиэтажном доме, а это означает, что я полностью была лишена прогулок! Я не старалась специально уменьшить размеры жилья, просто новая жилая площадь оказалась менее просторной.

 Дом мной продан по причине престарелого возраста и отсутствием родных и близких в г. Шадринске.

Судебное дело было с положительным для меня исходом!»

гражданка С.,  вдова инвалида ветерана Великой Отечественной войны

Помощь адвоката по очереди на жилье в Екатеринбурге

   Все мы занятые люди, и вырваться в рабочее время на решение жилищных вопросов чаще всего не представляется возможным. На это надо потратить много времени, не один раз взять отгул, и не факт, что все поездки от одной инстанции к другой дадут положительный результат, а очередь на жилье вопрос не требующий отлагательств.

Почему в решении вопроса очередь на жилье малоимущим и нуждающимся важно обратиться к нашему жилищному адвокату:

  1. Сбор документов бывает самой болезненной процедурой для большинства людей. Кроме того, нужно тщательно прочитать каждую мелкую строчку в документе, да еще и в Интернете надо перерыть все форумы, чтобы найти хоть какие-то советы и понять, как действовать. Да и они зачастую не сходятся с реалиями. А на это есть только свое личное время после работы, когда уже ни сил нет, ни желания что-то предпринимать. Если Вы набираетесь сил и идете собирать документы, на пороге каждой конторы Вас встречают огромные очереди, состоящие в основном из нервных людей, желающих протиснуться вперед и ни в коем случае не пропустить Вас вперед.
  2. Часто Вас вынуждают идти в суд – отстаивать свое право на очередь либо обжаловать действия должностных лиц Администрации. Проходя все процедуры по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося, и оказавшись в суде — Ваши эмоции зашкаливают, они мешают защищаться, формулировать подходящие аргументы. Да и возраст… обиженным ветеранам ВОВ сегодня уже больше 80 лет, как им строить защиту против профессионала – юриста Администрации города миллионника? Наша консультация юриста по жилищному праву поможет Вам понять с чего начать и как действовать в сложившейся проблеме.

   Но всех этих проблем и неурядиц, связанных с постановкой очереди на жилье можно избежать. Доверив дело грамотному жилищному юристу, Вы значительно сэкономите время и получите тот результат, на который рассчитываете.

Наши жилищные адвокаты неоднократно сталкивается с проблемами граждан при постановке на очередь на квартиру. К нам обращаются не только молодые семьи, но и военнослужащие, ветераны ВОВ.

Огромный опыт решения таких споров позволяет акцентировать внимание суда на наиболее нужных нюансах дела.

Мы поможем Вам:

  • в сборе документов и сопроводим процедуру постановки на очередь жилья!
  • отстоять ваши интересы в суде, собрать все возможные доказательства в целях получения положительного результата судебного спора!
  • разъяснить все тонкости процедуры улучшения жилищных условий, постановки в очереди и восстановления права на очередь в случае незаконного снятия с учета.

   Мы всегда занимались, и будем отстаивать впредь права, связанные с очередью на жилье.

При этом Вам не придется бегать как гончая по всем инстанциям и собирать бумаги, в которых внезапно находят какие-то ошибки или хуже того, Вам сообщают о недействительности документов. Мы сопровождаем процедуру постановки на очередь.

В результате, Ваши нервы останутся в покое, и сможете в хорошем настроении возвращаться домой, зная, что за Вами стоит надежная квалифицированная защита. С нами жилищные споры пройдут профессионально и в срок.

Отзыв о нашем адвокате в деле о восстановлении жилищной очереди

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/ochered-na-zhile

Слышал, что государство дает малоимущим субсидии на улучшение жилищных условий. Как их получить?

Очередь на жилье малоимущим

Меня зовут Дмитрий, я живу в Мытищах. Меня давно интересует вопрос о субсидии на улучшение жилищных условий для малоимущих семей.

Моя официальная зарплата — 10 тысяч рублей, у супруги — 17 тысяч рублей, у нас один ребенок трех лет и квартира 32 кв. м не в нашей собственности. Имеем ли мы право на получение такой субсидии? Какие вообще критерии для ее получения?

Спасибо,
Дмитрий

Расскажу, что из этого реально и каким требованиям надо соответствовать.

Если у вас нет своего жилья, неважно, сколько квадратных метров в квартире, где вы живете, — вы все равно считаетесь нуждающимися.

Жилье есть, но на всех не хватает. Если у кого-то из членов семьи есть жилые помещения, но на одного человека приходится меньше квадратных метров, чем установлено муниципалитетом, все они нуждаются в жилье. Используется специальный показатель — учетная норма. Он свой для каждого муниципального образования.

В семье есть тяжелобольной. Нуждающимися признают семьи, один из членов которых страдает тяжелой формой хронического заболевания.

Настолько тяжелой, что совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Тут есть особые условия: в квартире должно жить несколько семей, не должно быть другого жилья.

Перечень заболеваний определяет правительство, там реально тяжелые случаи. Туберкулез, например.

Две последние ситуации — экстраординарные, рассматривать их я сейчас не буду. Остановлюсь на том, что близко каждому: нет своего жилья либо жилье есть, но на всех не хватает.

Вы пишете, что живете в небольшой квартире, но она не в вашей собственности. Я не знаю, есть ли у вас другие квартиры или дома. Видимо, нет. В таком случае вам нужно вставать на учет просто на том основании, что у вас нет своего жилья в собственности или по договору соцнайма.

Если вы прописаны у родителей, будут дополнительные сложности. Администрация может установить состав семьи по прописке и учесть квартиры, которыми владеют ваши родители. Вам нужно будет доказать, что фактически вы живете отдельно и у вас своя семья. Можно использовать договоры о найме квартиры, показания свидетелей, квитанции об оплате коммунальных услуг.

Федеральная программа действует в связке с региональными и муниципальными. В Московской области это государственная программа «Жилище» на 2017—2027 годы. В Мытищах есть своя муниципальная программа — «Жилище городского округа Мытищи» на 2017—2021 годы.

По госпрограмме государство может оплатить молодой семье 30% от стоимости квартиры или дома. Семьям с детьми — 35%. В регионах могут быть дополнительные выплаты: например, если рождается еще один ребенок.

Критерии для участия в программе:

  1. И вы, и супруга младше 36 лет.
  2. Вы признаны нуждающимися в жилом помещении.
  3. Вы можете оплатить основную часть жилья.

Как подать документы на программу и что вас ждет дальше, мы писали в статье «Как оформить документы для субсидии по программе “Молодая семья”?».

Расскажу о том, как подтвердить, что у вас достаточно денег, чтобы оплатить стоимость дома или квартиры сверх субсидии.

У участника госпрограммы должны быть доходы, позволяющие взять ипотеку, либо достаточная сумма накоплений. Для семьи из трех человек, которая живет в Мытищах, это минимум 2 млн рублей. Это очень примерный расчет.

Государство считает размер субсидии исходя из расчетной стоимости квартиры. Она определяется по двум нормативам: норме предоставления и нормативу стоимости квадратного метра. Норма предоставления по госпрограмме для семьи из трех человек — 18 кв. м на каждого. Общая расчетная площадь квартиры будет 54 кв. м.

Норматив стоимости квадратного метра в Мытищах — 57 748 рублей. Умножим и округлим: расчетная стоимость квартиры — около 3 млн рублей. Государство оплатит 35% от этой стоимости, то есть около миллиона рублей. Остальную часть стоимости квартиры семье нужно будет заплатить самой — это 2 млн рублей.

На самом деле квартира может стоить дороже, тогда семье нужно накопить больше денег. Размер социальной выплаты от этого не изменится, он считается по нормативам.

Платежеспособность можно подтвердить справкой с работы, выпиской по счету, справкой от банка и не только.

Порядок подтверждения доходов устанавливают субъекты РФ. Единого федерального порядка нет.

Порядок, действующий в Московской области, позволяет подтвердить доходы:

  1. справкой об одобрении кредита на определенную сумму;
  2. выпиской о наличии денежных средств на банковском счете;
  3. договором займа, заверенным у нотариуса;
  4. отчетами оценщиков о стоимости принадлежащих вам машин и земельных участков;
  5. копией государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, если рождается второй ребенок.

А вот, например, в Саратовской области молодые семьи могут подтвердить постоянный доход не только справками от работодателей, но и копиями деклараций по НДФЛ, ЕНВД, УСН. В разных регионах по-разному, проверяйте.

Вы можете приложить к заявлению один документ, два или все сразу. Если официальный доход небольшой, налоговые декларации вам не помогут.

Прикладывайте выписки по банковскому счету, справку об одобрении кредита на определенную сумму, отчеты об оценке имущества. Как именно вы будете доказывать платежеспособность, зависит от региона, в котором вы живете.

Уточняйте это в своей администрации. Главное — убедить чиновников, что вы сможете оплатить стоимость жилья сверх субсидии.

Если все документы устроят администрацию, вас включат в список молодых семей — участниц госпрограммы. Стоять в очереди можно долго, но шанс получить поддержку от государства есть. Вот данные по Московской области:

  1. В 2016 году поддержку по этой программе получила 341 семья.
  2. В 2017 — 313 семей.
  3. В 2018 — 431 семья.
  4. В 2019 — 271 семья только с января по июнь.

Если вам или супруге уже исполнилось 36 лет, под госпрограмму вы не попадете. Просто так малоимущим государство не дает субсидий на приобретение жилья. Зато им выдают квартиры по соцнайму. Это не собственность, но жить можно. Квартиры дают в порядке очереди, ждать нужно долго.

Здесь можно руководствоваться принципом: нужно заявлять о своем праве. Если встать на учет, когда-нибудь очередь может до вас дойти. Если не встать — не дойдет никогда.

Муниципалитет учитывает весь доход членов семьи, а также все принадлежащее им имущество. Включая машины. По смыслу региональных законов малоимущими признают тех, кто не может накопить на свое жилье или взять квартиру в ипотеку. При расчете учитывается региональный прожиточный минимум и стоимость квадратного метра в муниципальном образовании. В каждом регионе правила свои.

Вы пишете, что ваш средний доход — 10 тысяч рублей, у вашей супруги — 17 тысяч рублей, в семье двое взрослых и один ребенок. Значит, совокупный доход семьи — 27 тысяч рублей.

Вычитаем прожиточный минимум в Московской области за 4 квартал 2019 года: 13 598 рублей для взрослых, 11 887 рублей для детей. Всего 39 083 рубля. Получаем отрицательную величину.

Если у вас нет иного заработка, машин, земельных участков и квартиры, вы попадаете в категорию малоимущих и можете вставать на жилищный учет.

Вы можете получить субсидию на покупку квартиры от государства, если подходите по возрасту. В вашем случае размер субсидии — 35% от расчетной стоимости квартиры. Низкий официальный доход — это минус, но вы можете подтвердить платежеспособность другим способом.

Я думаю, нужно пробовать и подавать заявление на участие в программе. К тому же обратиться в администрацию можно бесплатно.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/low-income/

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Очередь на жилье малоимущим

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма 

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.

1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.

м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.

никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.

неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Источник: https://www.garant.ru/article/692747/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.