Комиссия по делам несовершеннолетних штрафы

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел | РВС

Комиссия по делам несовершеннолетних штрафы

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление.

Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя.

Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

  • Родителям не разъясняются их права (вопреки п.5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), чем нарушается их право на защиту.
  • Родителям не дают ознакомиться с материалами дела, не дают снять с него копии (в нарушение части 1 ст. 25.1; ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
  • Протоколы, составленные инспектором ПДН, не проверяются на правильность составления (в соответствии со ст.28.2; п. 3 ст. 29.1 Кодекса об административных правонарушений РФ) и на наличие нарушений.
  • На заседания вызываются только законные представители ребенка, в отношении которых инспектором ПДН составлен протокол. Не вызываются лица, которые выступили заявителями, не вызываются свидетели, даже если законные представители об этом просят (в нарушение ст. 26.3 КоАП РФ).
  • Материалы дела рассматриваются в отсутствие ребенка, в отношении которого вынесен протокол об административном нарушении (требование части 2 ст. 25.1; п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), присутствует лишь родитель.
  • Во время так называемого «разбирательства» против родителей выступает вся комиссия. Им не дают делать необходимые разъяснения, перебивают, отказываются выслушать. Если родитель пришел с ребенком, не выслушивается мнение ребенка, даже если родитель об этом просит. Таким образом, даже речи не идёт о проведении полноценного разбирательства (как того требует ст. 26.1 КоАП РФ).
  • Пояснения родителей воспринимаются лишь как их позиция и не более. Об этом откровенно заявляется членами комиссии, которые, в свою очередь, сами заинтересованы в наказании привлекаемого лица, поскольку протокол об административном правонарушении зачастую составляется одним из членов этой же комиссии, не имеющим права принимать участия в рассмотрении материала на основании п. 2, ч.1, ст. 29.2 КоАП РФ, обязанного взять самоотвод по делу, как предписывает ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ. Таким образом, при сложившейся системе рассмотрения административных материалов подобными составами утрачивается объективность вынесенных решений, вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, так как существует конфликт интересов.
  • В мотивировочной части постановления не указывается конкретная норма (пункт, часть, статья, и наименование закона) и причины, по которым привлечённому к ответственности лицу назначается та или иная мера наказания (в нарушение требования ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
  • Случается и такое, что родителей вообще не вызывают на комиссию, принимают в их отношении постановление и не ставят их об этом в известность.

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Читать также: В СовФеде заявили об отсутствии прокурорского надзора за решениями КДН

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь.

Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её.

Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Читать также: В Перми власти делают вид, что ювенальщина в школе будет “добровольной”

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса.

И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства.

Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают.

Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Алексей Мазуров, РВС

Источник: https://rvs.su/statia/processualnye-narusheniya-dopuskaemye-kdnizp-pri-rassmotrenii-administrativnyh-del

За что родителей ребёнка могут поставить на учёт?

Комиссия по делам несовершеннолетних штрафы

Рассказываем, что социальные службы могут посчитать неисполнением родительских обязанностей и какое наказание за это грозит.

– Сестра сидит в декрете с ребёнком. Недавно он упал с дивана, стукнулся головой. Она на всякий случай вызвала скорую. После чего её вызывали к участковому писать объяснительную. Теперь боится, чтобы её не поставили на учёт как неблагополучную семью. Это могут сделать?

Органы профилактики могут поставить родителей или законных представителей ребёнка на учёт и начать индивидуальную профилактическую работу, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение или жестоко с ними обращаются, говорится в 120-м федеральном законе “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

Конкретного списка причин, почему родителей может поставить на учёт комиссия по делам несовершеннолетних, нет, так как все случаи рассматриваются индивидуально, пояснили в администрации Кирова. Например, врачи обо всех детских травмах сообщают полицейским, которые приходят в семью, разговаривают с родителями, смотрят домашнюю обстановку, оценивают состояние жилья.

Если у сотрудников полиции появятся основания полагать, что ребёнок находится в неблагополучных условиях, то они передают сведения в комиссию по делам несовершеннолетних. КДН ставит семью на учёт и информирует об этом все социальные службы.

Специалисты работают с семьёй полгода, и если ситуация нормализовалась, с учёта родителей могут снять, если же нет – продлить наблюдение.

Соцслужбы также могут обратить внимание на семью, если малыша не приводят на плановые осмотры в поликлинику, если в детском саду или в школе педагоги видят синяки или слышат от ребёнка, что родители его бьют или не кормят. Врачи или педагоги в таком случае обращаются в КДН либо полицию, и в семью направляется проверка.

А за что могут лишить родительских прав?

Постановка на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних по сути является первой стадией наблюдения за семьёй, которая призвана отследить неблагоприятное развитие ситуации. Если специалисты посчитают, что родители на справляются со своими обязанностями, их могут ограничить в родительских правах или вовсе их лишить, а ребёнка изъять из семьи. Для этого необходимо решение суда.

По теме

У семьи в Даровском районе приставы забрали пятерых детей

2850

Родительские права могут ограничить, если оставлять ребёнка с отцом или матерью опасно для него по независящим от родителя обстоятельствам – например, из-за психического расстройства или другого хронического заболевания. Также ограничивают права и по причине опасного поведения – аморального образа жизни, злоупотребления алкоголем, оставления малыша без присмотра. Потребовать ограничения прав могут близкие родственники ребёнка, детский сад, школа, другие подобные учреждения, органы опеки. При ограничении прав родитель теряет право на личное воспитание ребёнка, но может с ним видеться, если суд не увидит в этом возможного вреда. Основная разница с лишением прав заключается во временных рамках – при ограничении прав родителям дают шесть месяцев на устранение негативных факторов. Если норма коснулась и матери, и отца, детей на это время передают органам опеки. Ограничения может снять суд по заявлению родителя. Если же семья не исправится в течение полугода, орган опеки обязан подать иск о лишении родительских прав.

Полностью лишить прав родителей суд может, если они не выполняют свои обязанности, злостно уклоняются от уплаты алиментов, жестоко обращаются с детьми, покушаются на их половую неприкосновенность, страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией, отказываются без уважительных причин забрать ребёнка из роддома, совершили преступление против жизни и здоровья детей или другого члена семьи. Восстановить права также может только суд, если родители изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребёнка (с 10 лет – только по его согласию).

Если органы опеки увидят непосредственную угрозу жизни и здоровью ребёнка, закон даёт им право немедленно отобрать его у родителей и в течение недели обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав.

Кроме постановки на учёт в КДН, ограничения и лишения родительских прав для родителей существуют и другие наказания. Так, за неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей “Кодекс об административных правонарушениях” предусматривает предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей.

Если неисполнение обязанностей сопровождается жестоким обращением с ребёнком, родителям будет грозить уголовная ответственность. За это предусмотрены разные варианты наказаний: крупные штрафы, обязательные или исправительные работы, лишение права занимать определённые должности и даже лишение свободы сроком до трёх лет.

Коротко о главном:

1. Если семью посчитают неблагополучной, родителей может поставить на учёт комиссия по делам несовершеннолетних. Но конкретного списка причин, из-за чего это может произойти, нет, так как все случаи рассматриваются индивидуально.

2. Ребёнка могут изъять из семьи, если родители не исправляются. Родительские права могут ограничить или лишить их совсем.

3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена ответственность вплоть до реального лишения свободы.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

pixabay.com

2612 1

Не плачу алименты. Что за это будет?

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/za-chto-roditelej-rebyonka-mogut-postavit-na-uchyot-25868/

Административная ответственность несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних штрафы

(правонарушения, которые чаще всего рассматриваются на заседаниях КДНиЗП)

п/пстатьиНаименование статьиСостав административного правонарушенияВиды взысканий
12.3.Возраст, по достижении которого наступает административная ответственностьЧасть 1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возрасташестнадцати лет.
25.35.Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнихНеисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Административный протокол составляется на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.Родителям и иным законным представителям: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей
36.8.Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные веществаНезаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные веществаШтраф от 4000 до 5000 рублей
46.9.Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществПотребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществШтраф от 4000 до 5000 рублей
56.10.Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществЧасть 1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществЧасть 2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнихШтраф от 1500 до 3000 рублейШтраф от 4000 до 5000 рублей
66.24.Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектахЧасть 1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектахЧасть 2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадкахШтраф от 500 до 1500 рублейШтраф от 2000 до 3000 рублей
77.27.Мелкое хищениеМелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных УК РФШтраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 1000 рублей
819.15.Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта)Проживание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту)Штраф от 2000 до 3000 рублей
920.1.Мелкое хулиганствоЧасть 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имуществаЧасть2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядкаШтраф от 500 до 1000 рублейШтраф от 1 000 до 2 500 рублей
1020.3Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законамиЧасть1. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными Часть 2. Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законамиШтраф от 1000 до 2000 рублей с конфискацией указанной атрибутики и символикиШтраф от 1000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения
1120.20.Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местахЧасть 1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местахЧасть 2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местахШтраф от 500 до 1500 рублейШтраф от 4000 до 5000 рублей
1220.21.Появление в общественных местах в состоянии опьяненияПоявление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственностьШтраф от 500 до 1500 рублей
1320.22Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществНахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществШтраф на родителей или иных законных представителей от 1500 до 2000 рублей

Источник: http://kdn.admrzn.ru/informatsiya-grazhdanam/:administrativnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnih-roditelej-ili-inyh-zakonnyh-predstavitelej-nesovershennoletnih

Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Комиссия по делам несовершеннолетних штрафы

 Одним из важнейших принципов демократического, правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл. содержание и применение закона.

 В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.

 Статья 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.

 Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетними отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

 Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

 Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения – отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности.

 Здесь необходимо дополнить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют своей целью прежде всего восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено прежде всего этим целям.

 Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.

3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность комиссии по делам несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

 Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

 Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними.

 Комиссия рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.

35 КоАП РФ – неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Источник: https://05.xn--b1aew.xn--p1ai/document/15969414

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.